----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::----

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » ИЗФ 8. Пифагорейская школа


ИЗФ 8. Пифагорейская школа

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

8. Пифагорейская школа: основатель, характер союза, «акусматики» и «математики».

Основатель.

Почти всё, что мы о нём знаем, исходит из более поздней информации. Платон упоминает Пифагора лишь однажды, Аристотель – дважды.
Он был уроженцем острова Самоса, расцвет его деятельности приходится приблизительно на 532 год до н.э. Некоторые говорят, что он был сыном состоятельного гражданина по имени Мнесарх, другие же считают, что он был сыном бога Аполлона. Пифагор был вынужден покинуть свою родину из-за тирании тирана Поликрата. По совету Фалеса, он отправился в Египет и учился там 22 года у египетских жрецов. В 525 г. до н.э. Египет захватили персы и в качестве пленного Пифагора отправили на восток. Возможно, он жил и учился в Вавилоне в течение 12 лет. Говорили, что он даже учился у индийских мудрецов. Потом он оказывается в «Великой Греции» –  в городе Кротоне, где основывает свою школу – Пифагорейский союз, который пользовался в течение некоторого времени влиянием в этом городе. Но, в конце концов, граждане города выступили против Пифагора, и он переехал в Метапонт (в Южной Италии), где и умер. Вскоре Пифагор становится мифической фигурой: ему стали приписывать чудеса и магические способности; кроме того, Пифагор явился основателем школы математиков.

Пифагорейский союз.

Сведения о пифагорейском союзе дают нам также лишь поздние источники. Пифагорейское «общее товарищество»  было чем-то вроде научно-философского и этико-политического сообщества единомышленников. Сначала пифагорейцы в Кротоне и в других городах «Великой Эллады» пришли к власти. Но им противостоял некий Килон и его сторонники. Когда пифагорейцы собрались в доме Милона на съезд, сторонники Килона окружили этот дом и сожгли их.
Одни из современных учёных видели в пифагорейцах идеологов землевладельческой аристократии, другие – идеологов торгово-ремесленного городского населения, ссылаясь на то, то при пифагорейском правлении в велико-элладских полисах началась чеканка монеты. Существуют смутные представления о политической борьбе внутри самого пифагорейского союза между аристократами и демократами. Таким образом, союз оказался расколот в период антиаристократической революции 7-6 вв. до н.э.
В организованное им общество на равных условиях принимались и мужчины и женщины; все члены общества владели собственностью сообща и вели одинаковый образ жизни. Точно так же научные и математические открытия считались коллективными и мистическим образом приписывались Пифагору даже после его смерти.
В союзе было две ступени. Акусматики (послушники) усваивали знания догматически, а математики (учёные) занимались более сложными вопросами, которые преподавались им с обоснованием. Пифагорейский союз был закрытой организацией, а его учение – тайным. Обучение в пифагорейском союзе длилось 15 лет. Первые пять лет ученики могли только молчать. Вторые пять лет ученики могли только слышать речи учителя, но не видеть его. И только последние пять лет ученики могли беседовать с Пифагором лицом к лицу.
Пифагорейцы вставали до восхода Солнца. Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, после чего шли на берег моря встречать восход Солнца. Затем обдумывали предстоящие дела, делали гимнастику, трудились. Вечером они совершали совместное купание, после чего все вместе ужинали и совершали возлияние богам. Затем было общее чтение. Перед сном пифагореец давал себе отсчет в прошедшем дне.
Несмотря на свою политическую активность, пифагорейцы выше всего ценили созерцательный образ жизни, жизнь мудреца. Сам их образ жизни имел мировоззренческие основания – он вытекал из их представления о космосе как упорядоченном и симметричном целом. Но красота космоса открывается не всем. Она доступна лишь тем, кто ведет правильный образ жизни.

Учение Пифагора:

Пифагор учил, "во-первых, что душа,... бессмертна, во-вторых, что она переселяется в другие виды животных, в-третьих, что все, что некогда произошло, через определенные периоды [времени] происходит снова, а нового нет абсолютно ничего, и в [четвертых], что все живые существа... следует считать родственными друг другу". Кроме того “душа есть гармония”, а гармония для пифагорейцев – числовое отношение.
В основе пифагорейской этики лежало учение о “надлежащем”. “Надлежащее” – это победа над своими низменными страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора. Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии и проблеме деторождения. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали свою память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знания найдены начала.
На первое место пифагорейцы ставили прекрасное и благопристойное, на второе – выгодное и полезное, на третье – приятное. К прекрасному и благопристойному они относили науку.
Пифагор понимал "страстное и сочувственное созерцание" как интеллектуальное созерцание, к которому мы прибегаем также в математическом познании. Через этику математика оказывается связанной с прославлением созерцательного образа жизни.
Содержание этой этики: "Мы в этом мире странники, наше тело - гробница души, тем , не менее мы не должны пытаться в самоубийстве искать средства выхода из этого мира, ведь мы все в руках Бога, Он наш пастырь, и без Его приказания мы не имеем права покидать этот мир … Именно беспристрастная наука является, следовательно, важнейшим из всех прочих средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, - настоящий философ, он наиболее полно освобождается от "круговорота рождения".
Для Пифагора Бог является геометром, предается арифметическим занятиям и является источником государственных законов.
На основе математики было сделано предположение, что мысль выше чувства, интуиция выше наблюдения.
Пифагор возвышал себя над остальными людьми. Он думал, что существует три вида разумных живых существ: Бог, человек и “подобные Пифагору” (последние происходят из семени лучшего, чем человеческое). Из поздней информации мы также узнаем о различных табу Пифагора, в том числе и о пищевых (греховности употребления в пищу бобов). Эти запреты восходят к первобытной магии. И в таком магико-мифологическом контексте вырисовывается тезис Пифагора о том, что “самое мудрое – число”, что число владеет всеми вещами, в том числе и нравственными, и духовными качествами.

Отредактировано konic (2006-12-18 01:33:12)

0

2

Это 9 вопрос!

0


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » ИЗФ 8. Пифагорейская школа