----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::----

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » ИЗФ.11.Дайте характеристику элейской школе.Основные представители,идеи


ИЗФ.11.Дайте характеристику элейской школе.Основные представители,идеи

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Отправляю)))

0

2

ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ «ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЕ».
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ИДЕИ (ВОПРОС 11).

Элейская философская школа получила своё название от г. Элеи, греческой колонии на западном побережье Южной Италии. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Элейская школа впервые противопоставила мышление чувственному восприятию, отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и отводя главную роль в познании мышлению. Кроме того, элеаты впервые поставили вопрос о том, как можно мыслить бытие, ведь их предшественники мыслили бытие, не ставя этого вопроса. Поэтому именно благодаря этой философской школе бытие становится предметом рефлексии. Элейская школа – это, к тому же, первая школа, предметом логического мышления которой стала проблема бесконечности. Более того, некоторые исследователи считают, что учение элеатов кладёт начало научному знанию в строгом смысле слова.
Основными представителями элейской школы являются: Парменид,  Зенон Элейский и Мелисс.
Но следует упомянуть и Ксенофана Колофонского, учеником которого был Парменид и который, соответственно, оказал огромное влияние на становление философии элеатов.

Ксенофан Колофонский (ок. 570 – после 478 гг. до н.э.), философ и поэт-рапсод, критически относившийся к пифагорейской теории «переселения душ». Всю жизнь был очень беден, скитался по различным городам Греции и добывал себе пропитание песнями на поэтических состязаниях. Он не стремился к богатству, был безжалостен к праздным, требовал от людей трезвой деятельности согласно разуму.  Его учение включало в себя две взаимосвязанные части: 1) критика традиционных греческих религиозных представлений; 2) учения о едином самотождественном боге, пребывающем во Вселенной. Традиционной антропоморфической и политеистической религии он противопоставил монотеистическую концепцию, основанную на представлении о едином, вечном, неизменном и ни в чём не похожем на смертные существа боге.  Бог Ксенофана отождествляется с воздухом, наполняющим космос и пребывает во всех вещах. Только бог обладает высшим и абсолютным знанием, а людское знание строится на догадках.
Высказывания:
 «Один Бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»
 «[бог] весь целиком видит, весь целиком мыслит и весь целиком слышит.»
 «Ему [богу] не пристало двигаться то туда, то сюда».
 «Силой ума [бог] всё потрясает».
 Верхняя граница земли «у нас под ногами и касается воздуха», а нижний конец «в бесконечность уходит».
 «Всё из земли и в землю всё умирает».
 «Всё есть земля и вода, что рождается и прорастает»
 «Над всем царит мнение»
 «Людям не истина, а лишь мнение доступно»

Парменид (род. ок. 540/515 г.до н.э.) – основатель элейской школы, философ и политический деятель. Родился в знатной семье, сын Пирея. Молодость провёл в забавах и роскоши, но вскоре осознал ничтожество наслаждений. Активно участвовал в политических делах родного города, а также был признан одним из мудрых политических руководителей Элеи. Плутарх: «Парменид же своё собственное отечество привёл в порядок отличнейшими законами, так что власти ежегодно заставляли граждан ежегодно давать клятву оставаться верными законам Парменида». По свидетельствам древних авторов, сначала он учился у Ксенофана, а потом прошёл выучку у пифагорейца Аминия. Свои воззрения он изложил в поэме, состоящей из двух частей и вступления,  в котором описывается путешествие юноши в сверхчувственный мир от «тьмы» невежества к «свету» абсолютного знания. В первой части поэмы Парменид говорит об истинном умопостигаемом «бытии», которое чуждо мнению смертных («путь истины»), во второй – об обманчивом мире явлений («путь мнения»).
Для Парменида мыслимы два допущения: 1) нечто «есть и не может не быть» -- это «сущее» и «бытие»; 2) нечто «не есть и может не быть» -- это «несущее» и «небытие». Первое допущение приводит на «путь убеждения и истины», второе должно быть отвергнуто, т.к. «совершенно непознаваемо», «то, чего нет, нельзя ни познать, ни высказать». Парменид отождествляет бытие и мышление: «Мыслить и быть – одно и то же»; «одно и то же мышление и то, о чём мысль, ибо без сущего, в котором она высказана, тебе не застать мышления». «Небытие» немыслимо, и «то, чего нет», невозможно. Необходимо, не доверяя ни «мнениям», ни ощущениям, признать истинно верным путь «есть». Из него вытекают основные характеристики истинно сущего бытия: оно «не возникло, неуничтожимо, целокупно, единственно, неподвижно и нескончаемо во времени». Мир «мнения» смешан из бытия и небытия, истины и лжи. Смертные различают две «формы» вещей: «свет» или «эфирный огонь» («бытие») и «тёмная ночь» («небытие»). Главное заблуждение смертных же – это утверждение второй «фор мы» вещей, которая, по Пармениду, есть лишь отсутствие «света». Космос один и со всех сторон окружён «венцами», вращающимися вокруг центра мира. Традиционная  мифология и религия – это также ложное допущение существования небытия или «множества».
Зенон Элейский (род. ок.500/490 гг. до н.э.) – философ и политический деятель, ученики последователь  Парменида. Акме Зенона относят к 460 г. до н.э. Пользовался славой как талантливый учитель и оратор. Молодость прожил в тихом, уединённом учении, ценил умственные наслаждения, от Парменида научился презирать роскошь. По словам Диогена Лаэртия, великолепию Афин предпочитал свой город, поэтому за редким исключением Афин не посещал и всю жизнь провёл в Элее. Многие древние считают его изобретателем диалектики. Смерть Зенона большинство древних описывают как трагическую. Зенон был арестован тираном Неархом буквально незадолго до своей смерти за составление заговора против него. Рассказывают, что Зенон, будучи расстроенным трусостью зрителей на допросе, откусил себе язык и плюнул им в тирана. Кто-то говорит, что он был убит самими же зрителями,  кто-то, что он был казнён.
Зенон – автор книги, включавшей в себя ряд задач – «апорий», целью  которых была защита парменидовского учения о бытии. Зенон анализировал тезисы противников Парменида и показывал, что все они приводят к логическим противоречиям.  Книга включала в себя 45 апорий, основанных на парадоксе делимости бытия и движения самыми знаменитыми из которых были 4 апории против движения: «Дихотомия» (прежде чем пройти ½ расстояния необходимо пройти ½ этого расстояния, но прежде чем пройти половину, необходимо пройти половину половины и т.д до бесконечности. Но «невозможно пройти…бесконечное число точек в конечное время». Следовательно, движение никогда не начнётся и никогда не закончится.), «Ахиллес и черепаха» («самый быстрый бегун никогда не догонит самого медленного, поскольку догоняющий должен прежде достичь того места, откуда сдвинулся убегающий так что более медленный всегда будет чуть впереди»), «Стрела» («если всякий предмет покоится, когда занимает равное себе место, а движущийся всегда находится в точке «теперь», то летящая стрела неподвижна») и «Стадий» (здесь говорится о «равных телах, движущихся по стадиону в противоположных направлениях мимо равных им неподвижных тел», и при этом оказывается, что «половина времени равна двойному», поскольку движущееся тело проходит мимо другого тела, движущегося ему навстречу, в два раза быстрее, чем мимо покоящегося). Последняя апория основана на игнорировании сложения скоростей при встречном движении; первые три логически безупречны и не могли быть разрешены средствами античной математики.
Милесс (род. ок. 480 г. до н.э.) родом с острова Самос, сын Итагена. Был также государственным деятелем, пользовался уважением и почётом среди сограждан, поэтому был избран навархом и снискал ещё большее уважение своей доблестью. Был политическим противником Перикла. Акме его приходится на 84 олимпиаду.
В сочинении «О природе, или о сущем», он попытался свести воедино аргументацию Парменида о едином, неизменном и неподвижном бытии. К прежним его характеристикам он добавил: 1)бытие не имеет границ, поскольку если бы было ограничено, то оно граничило с небытием, но небытия нет, значит бытие не может быть ограничено; 2) бытие бестелесно: «Если оно существует, то оно должно быть одно, а коль скоро оно одно, то не может быть телом. Если бы бытие имело объём, то имело бы также и части, и больше бы не было одним».
Философия элеатов – рубеж в истории досократической мысли, т.к. аргументы представителей этой школы казались последующему поколению философов в большей своей части неопровержимыми. В рамках предложенной элеатами теорией бытия никакая искомая связь всех вещей не могла получить своего обоснования, даже его принцип ставился под вопрос и утрачивал свою очевидность.

0


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » ИЗФ.11.Дайте характеристику элейской школе.Основные представители,идеи