----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::----

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » ИЗФ. Вопрос 6. "Дсократическая философия"


ИЗФ. Вопрос 6. "Дсократическая философия"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Досократики - древнегреческие философы предшествующие Сократу: милетские натурфилософы, элеаты, пифагорейцы, Эмпедокл, Анкаксагор, атомисты. Сохранившиеся от них тексты собраны в сочинении Х. Дильса "Фрагменты досократиков". Собрание Дильса насчитывает более 400 име, а так же фрагменты предфилософских теокосмогний. Основной предмет исследования досократиков - космос - мыслится состоящим из обыкновенных чувственных стихий( певоначал): земли, воды, огня, воздуха и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения или разряжения. К досократикам относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Диоген Аполлонийский, Ксенофан, Пифагор, Парменид, Зенон, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит...

0

2

6. Что подразумевает понятие "досократической философии"? Основные представители.

«Досократики» - термин историко-философской науки Нового времени, обозначающий неоднородную совокупность философов архаической Греции 6-5 вв. до н. э., а также ближайших преемников этих философов, принадлежавших к 4 в. до н. э. и не затронутых действием новой, классической («сократической») философской традиции.
Философия досократиков развивалась как на востоке Эллады – в ионийских городах Малой Азии, так в западной ее части – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии (так назы-ваемой «Великой Греции»). Для восточной, «ионийской», традиции характерным является эмпиризм, своеобразный натурализм, исключительный интерес к многообразию и специфике вещного мира, вторичность антропологической и этической проблематики. К этой ветви принадлежат милетская школа, (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, Анаксагор. Для западной, «италийской», ветви досократической философии характерен специфический ин-терес к формальной и числовой составляющим мира вещей, логицизм, опора на доводы ра-зума и рассудка, утверждение онтологической и теоретико-познавательной проблематики в качестве фундаментальных для философской науки. К этой ветви принадлежат пифагорей-цы, элеаты (Зенон, Парменид, Мелисс) и Эмпедокл.
В центре внимания всей философии досократиков – космос («миропорядок»), «мир» - в зна-чении структурно организованной и упорядоченной целостности вещей. Космос имеет нача-ло, рождаясь из предшествующего ему беспорядка (хаоса). В качестве ставшего, произо-шедшего бытия космос одновременно берется в двух рассмотрениях: космологическом (от-ражающем структуру и целостность мироздания в статике) и космогоническом (представ-ляющем мировое устройство в его динамике). На стыке возникает центральная тема досокра-тической философской мысли – «природа» - в значении естества, характера, внутренней сущности всех вещей, являющейся также порождающим принципом их бытия. Коренной проблемой было нахождение первоосновы сущего, т.е. чего-то неизменного, устойчивого, постоянного, что служит источником, основой всех вещей., но как бы скрыто под внешней оболочкой изменчивого мира явлений. Аристотель впоследствии всех предшественников Сократа назовет «фисиологами», т.е. буквально «толкователями природы».
Другой характерной чертой является отсутствие четкого различия «материального» и «иде-ального». Человек и социальная сфера не выделяется в качестве самостоятельных тем для размышления: космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов. Важнейший из них, «закон справедливости», был сформулирован Анаксимандром Милетским: «А из чего происходят сущие вещи, туда и гибель их идет по роковой задолженности, ибо они несут наказание и платят друг другу взыскание за нечестие, согласно порядку вре-мени». Натурфилософское содержание текста не случайно представлено на языке граждан-ско-правовых отношений. В большинстве своем досократики были всегда непосредственно связаны с жизнью родного полиса и выступали в качестве государственных деятелей (Фалес, Пифагор, Эмпедокл), основателей колоний (Анаксимандр), законодателей (Парменид), флотоводцев (Мелисс).
Еще одной характерной чертой досократической философии является наличие общих элементов с мифологией:
представление о происхождении мира из первоначала;
отделение неба от земли, мужского - от женского, в мифе – образно, в философии рационально (цифры у пифагорейцев);
идея упорядочивания – движение  в сторону лучшего устройства мира;
мотив циклического уничтожения и возрождения мира (Гераклит).
От сочинений досократиков до нас дошли только фрагменты. Большинство сочинений имело стихотворную форму и назывались «О природе».

Основные положения.

Досократическая философия относится к периоду архаики, возникла в 6 – 5 вв. до н. э.
Представители: милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Пифагорейский союз (Пифагор, Филолай Кротонский); Гераклит, Ксенофан Колонский, элейская школа (Парме-нид, Зенон, Мелисс), Эмпедокл, Анаксагор из Клазомен, атомисты (Левкипп, Демокрит).
Основные понятия – «космос» и «фюсис» (природа); основные вопросы: что есть начало? и что есть бытие?; отсутствие четкого различия «материального» и «идеального»; человек и социальная сфера не выделяется в качестве самостоятельных тем для размышления, некото-рые общие элементы с мифом.

Отредактировано ALEXANDRA (2006-12-16 07:50:24)

0

3

заколебали эти переносы

0


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » ИЗФ. Вопрос 6. "Дсократическая философия"