О числах
Пифагорейская теория чисел исходит из того, что арифметика изначально первичнее других дисциплин. Числа у Пифагора считались не просто абстрактными заменителями реальных вещей, но живыми сущностями, отражающими свойства пространства, энергии или звуковой вибрации. Главная наука о числе, арифметика, была неразрывно связана с геометрией и потому числа, соотносящиеся с правильными геометрическими фигурами, назывались фигурными. Они подразделялись на:
линейные числа - самые простые числа, которые делятся только на единицу и на самих себя и вследствие этого могут быть изображены в виде линии, составленной из последовательно расположенных точек;
плоские числа - числа, которые могут быть изображены и представлены в виде произведения двух сомножителей;
телесные числа- числа, которые могут быть выражены произведением трех сомножителей;
треугольные числа - числа, которые могут быть изображены треугольниками;
квадратные числа - числа, которые могут быть изображены квадратами;
пятиугольные числа - числа, которые могут быть изображены пятиугольниками.
Согласно Платону числа, понимаемые как обладающие геометрическими структурными свойствами, т. е. "квадратные", "прямоугольные", "треугольные" занимают среднее положение между вещами и идеями.
Монада, согласно пифагореизму, есть всевключающее Единое Начало, "благородное число, Прародитель Богов и людей". Монада представляется также как сумма любых комбинаций чисел, рассматриваемых как целое, потому монадой может считаться как вся вселенная, так и индивидуализированные части вселенной. В отличие от монады единое, определяемое как вершина многого.
Числа подразделялись пифагорейцами на два вида: четные и нечетные. Четность и нечетность понимались как признаки, относящиеся к делимости и женскому и мужскому началу. Любое четное число всегда можно разделить на две четные или нечетные части, которые будут равными. Любое нечетное никогда нельзя разделить на две равные части - при любом делении одна часть всегда будет четной, а другая нечетной. Поскольку свойству деления метафорически соответствует свойство проявления, то делимость нечетных чисел никогда не предполагала раздробление самой основы чисел - Единицы, которая считалась абсолютно определенным андрогинным числом.Напротив, четные числа, начиная с Двойки, относились к женскому и неопределенному началу, и их деление не затрагивает саму Единицу.
Что касается Единицы, то пифагорейцы считали ее андрогинным, то есть совмещающим мужские и женские атрибуты, числом, поскольку при добавлении его к четному (отрицательному) числу получается нечетное (положительное) число, а при добавлении единицы к нечетному, оно превращается в четное, и таким образом, мужское число становится женским. Четность и нечетность были для пифагорейцев столь важными понятиями, что они включали эту бинарную оппозицию наряду с другими парами (такими как мужское-женское, светлое-темное, предельное-беспредельное, доброе-злое) в список из десяти пар противоположностей, которые они считали началом всего сущего. Пифагорейцы оперировали числами не только в уме, виртуально, но и реально: у них каждому числу соответствовал камешек. Камешки раскладывались на доске, называемой абак.
Учение о пропорциях
учение о пропорциях было важным свойством системы Пифагора. Под пропорциями пифагорейцы понимали равенства отношений между измеренными величинами. Основное свойство пропорций заключалось в том, что произведение средних членов пропорции всегда равно произведению крайних ее членов. Пропорции подразделялись на арифметические, геометрические, гармонические (музыкальные) и непрерывные (то есть такие, у которых средние члены совпадали).
Пифагорейская наука о числах, переведенная в пространственную, то есть геометрическую плоскость, позволила ввести в эту область знания понятие аксиом и теорем.
Пифагорейский принцип "Все есть число" нашел свое отражение в теории музыки, где были открыты новые пропорции чисто звукового плана. 2 музыкальные пропорции пифагорейцев:
- Две звучащие струны дают консонанс лишь тогда, когда их длины относятся как целые числа, составляющие треугольное число 10=1+2+3+4, то есть 1:2, 2:3, 3:4.
- Высота тона определяется частотой колебания струны W, которая обратно пропорциональна длине струны L.