----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::----

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » новые вопросы по изф


новые вопросы по изф

Сообщений 1 страница 30 из 42

1

салют! чтобы ни для кого не оказалось приятным сюрпризом: контрольная по изф в пятницу в 10.00.
список вопросов:
сделаные выделяются жирным шрифтом, те которые взяли — курсивом. В свободных вопросах жирным выделен номер.

1. Охарактеризуйте «Corpus Aristotelicum». Оцените вклад аристотелевской традиции в одну из современных наук (по выбору). (Леша)
2. Поясните значение аристотелевских терминов «материя», «форма», «энтелехия», «энергия». Как вы понимаете выражение Аристотеля «действительность раньше возможности»? (Саша Кабанов)
3. Этическое и политическое учение Аристотеля. (Саша Кабанов)
4. Охарактеризуйте аристотелевскую критику Платона. Назовите платонические черты в философии Аристотеля. (Саша Кабанов)

5. Учение Аристотеля о четырех причинах. (Наташа)
6. Каковы основные философские школы эпохи эллинизма. Что их объединяет? (Виталик)
7. Охарактеризуйте стоическую физику, логику и этику. (Саша Данилова)
8. Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику. (Соня)
9. Скептический принцип epoche. Скептики и «догматики». (Виталик)

10. Элементы аристотелизма, стоицизма и неопифагореизма в неоплатонизме. Средние платоники и неоплатоники. Фигура «божественного Платона».
11. Неоплатонический принцип троичности (учение о трех ипостасях). Проблема эманации.(Алиса)
12. Полемика Плотина с гностиками (Трактат II, 9). Неоплатоническое учение о душе мира и божественности управляемого ею космоса. Проблема зла.
13. Эстетика Плотина (трактат I, 6). Что делает вещи прекрасными? Понятие «внутреннего эйдоса». Как достигается красота «истинно сущего»? Красота и благо. (Саша Данилова)
14.Учение Плотина о Едином (трактат VI, 9). Единое, как то, что делает вещи тем, что они суть. Единое и чувственный мир, Единое и Душа, Единое и Ум. Проблема постижения Единого.
(Саша Данилова)

15. Хронологические рамки и основные черты средневековой христианской философии. (Леша)
16. Апологеты: борьба с гностицизмом, апологетика перед лицом греческой языческой философии и иудаизма (Тертуллиан, Юстин Философ и Мученик, Ириней Лионский).
17. Богословие апологетов, его зависимость от античной философии (Тертуллиан, Юстин Философ и Мученик, Климент Александрийский, Ориген).
18. Роль философии в разработке тринитарного и христологического догматов. Вселенские соборы. Каппадокийцы и борьба с савеллианством и арианством. Различение сущности и ипостаси (38-е письмо Василия Великого, «5 слов о богословии» Григория Назианзина). (Настя)
19. Философия истории Аврелия Августина («О граде Божьем»).
20. Постановка проблемы времени (XI кн. «Исповеди»).(Алиса)
21. Учение Августина о Троице, несубстанциальность зла, полемика с пелагианством и проблема свободы воли.
22. Проблема богопознания. Соотношение катафатического и апофатического богословия в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника.(Аза)

Отредактировано ALEXANDRA (2007-04-25 14:42:38)

0

2

как вы думаете, господа философы, легче подготовить один вопрос или 22? я предлагаю всем подумать над этим вопросом до пятницы.

0

3

Саш, никто не понял твоего тонкого интеллектуального хода... Тут нада так:
"Ну-ка, бл******* все вопросы за 2 дня разобрали, пид*расы!" - как на военке, наверное, учат!))))

0

4

а ну ка кто готов взять вопросы кроме трёх человек?

0

5

Таг. Подумаю, завтра два возьму.

0

6

Я беру тож, насколько я  знаю, берут ещё Аза, Настя.

0

7

13, 14,7

0

8

Беру про эпикурейцев точно, остальное скину позже.

0

9

2, 3, 4 :D :D :D :D
инет бывает редко, поэтому выложу тока в понедельник!
Радуйтесъ, ибо Аристотель очень геморойный товарисчь )

0

10

Респект Саше!!
Солидарен с Лёхой!
"Ну-ка, бл******* все вопросы за 2 дня разобрали, пид*расы!" (с) "Выполнять, бойцы!!!"

0

11

15. Хронологические рамки и основные черты средневековой Христианской Философии.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада  Римской
империи в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).
       Философия, которая складывалась в  этот  период,  имела  два  основных
источника своего формирования. Первый из них  -  древнегреческая  философия,
прежде всего, в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй  источник
- Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.
В  средневековой  философии  можно  выделить,  как  минимум,  два  этапа  ее
становления - патристику  и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви",
которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную  философию
и прежде всего на идеи Платона.
      В патристике выделяется три этапа:
           1) апологетика (II-III в.в.) (или «ранняя патристика»), сыгравшая важную роль в оформлении
              и защите христианского мировоззрения;
           2)  классическая  патристика  (IV-V  в.в.) (или «зрелая патристика»),  систематизировавшая
              христианское учение;
Ранняя Патристика традиционно подразделяется на 2 этапа. К первому этапу (2- нач 3 в.) относится творчество наиболее ранних мыслителей святоотеческой богословской культуры, заложивших фундамент будущей христианской догматики (апостольские отцы и ранние отцы апологеты). Например Юстин Мученик, Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский. Ко второму этапу ( кон.2 – 3 в.) относится творчество ряда христианских писателей – авторов первых в истории средневекового европейского самосознания универсальных теологических систем (Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген).
Зрелой Патристикой называют эпоху в истории христианского богословия между первым Никейским собором (325 г.) и Халкидонским (четвертым) (451 г.). В это время христианская церковь впервые становится церковью государственной (380 г.), а патристика достигает своего наивысшего расцвета. Среди авторов классической патристики нужно в первую очередь выделить такое имя как Аврелий Августин (354-430 гг.). Так же стоит упомянуть таких теологов-философов как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский.

Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование.
Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.

Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности. Первый период ярко представляет И.С. Эриугена (ум. ок. 877 г.); второй - Ансельм Кентер-берийский (ум. в 1109 г.) и Пьер Абеляр (ум. в 1142 г.); третий - Фома Аквинский (1225-1274) и Бонавентура (1221-1274); четвертый - В. Оккам(ок. 1285-1349).

Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».(Подчинение мысли авторитету догмата, в соответствии с формулировкой Петра Дамиани (11 в.) «философия есть служанка богословия»).
Основные черты.

1) Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое  понимание  мира,  в  котором
источником и причиной всего  сущего  выступает  Бог.  Он  центр  мироздания,
активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется  и  на
познание, где на высшую ступеньку  в  системе  знания  помещается  теология;
ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже  -  различные
частные и прикладные науки.
2)   Креационизм -  (лат.  creatio  -  создание,  сотворение),  принцип,  в
соответствии с которым Бог из  ничего  сотворил  живую  и  неживую  природу,
тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
  3)  Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в
соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и
поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение -
в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
4) Авторитет священных Писания и Предания
5) Догмат как основа философии
6) «Верующий разум» (Августин: «верую, чтобы уразуметь, разумею, чтобы веровать»)
7) Осознание историчности человеческой экзистенции.

0

12

а нельзя вопрос выделить в новую тему?
и пометить на списке какие вопросы уже взяли?

0

13

я беру восемь, девять.

0

14

Давай, Ребята, Девчата! До завтрешнего вечера нужно, чтоб все вопросы сделали. Студенческая не ВДНХ - все студенты, к соседям сходи))) А то в билете, выложенном за 5 часов до экзамена, особого смысла нет. Так что давайте, дерзайте. А то только говорим...

0

15

1.Охарактеризуйте «Corpus Aristotelicum». Оцените вклад аристотелевской традиции в одну из современных наукЗрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся
традиционно на восемь групп:
1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики»
первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х
кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика
») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения
включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I
в. до н. э.
3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva
naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и
воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О
длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда
также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О
передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды
Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы
которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются
разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика».
В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».
6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика»,
из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой
этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая
этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и
порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.
7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. обычно
считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе
Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В
1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым печатается
неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя перипатетическая работа. За
нею идет трактат «О поэзии».
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа
они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в
подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали
в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были
изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения
Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В
нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная
классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.
Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор
предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к
проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний
выступает поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует
критического подхода. Но начнем анализ учения Аристотеля, не углубляясь в детали его
конкретно-научных представлений.

Роль Аристотеля в логике. Аристотель - отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и других древнегреческих философов, но никто из них не создал науки о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Правда, слово "логика" (как существительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное "логикос" ("относящееся к слову"). Он называл также высказывания, несовместимые с тем, что мы теперь называем логикой, "алога". Слово "логика" (как существительное) появилось лишь в зллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются "Первая аналитика" и "Вторая аналитика".

Но необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля - не самостоятельная специальная наука, а инструмент всякой науки. Это и дало веское основание поздним комментаторам Аристотеля назвать всю совокупность его логических работ органоном, т. е. орудием, орудием всякого знания. Напомним, что "Opганон" включает в себя шесть работ - "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "О софистических опровержениях".. Главными составными частями "Органона" являются "Первая аналитика", где открывается и исследуется силлогистическая форма рассуждения и вывода, и "Вторая аналитика", где говорится о доказательстве и его началах. Особое и весьма важное место в "Органоне" занимает также "Топика".

В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает три фигуры силлогизма (умозаключения) и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.

Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере два - законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего. Законы же тождества и достаточного основания у Аристотеля тоже намечены в учении о научном знании, как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе.

В заключение, можно сказать, что Логика Аристотеля явила собой грандиозное проявление философской мысли. Если бы не догматизация Аристотелевской мысли в средние века, его Логика могла бы стать супер-пупер крутым двигателем, для стремительнейшего развития логики во все времена. Однако, слепое подчинение авторитету философа, привело к тому, что логика застыла в своем столетии на долгие столетия. Однако нельзя ни в коем случае умолять достижение Аристотеля – именно ему мы обязаны такому важному «органону» философии, как логике.

0

16

Виталик, 8 вопрос вроде бы уже забила, читай выше ("Беру про эпикурейцев точно"), эпикурейцы и естиь восьмой. Если ты не против, поменяй, плиз.))))

0

17

Настя берёт 18 вопрос.

0

18

Ребят, я точно кину завтра во второй половине дня)Обещаю...

0

19

Кто там наделен полномочиями редактировать сообщения в этой ветке? Вычеркните 1 и 15, а? И это... как его там... поборитье лень, похмелье и т.д. Давайте пишите уже, а то беспокойно...

0

20

Беру 11. Давайте, как в прошлый раз, готовые вопросы в отдельные темы выкладывать? А то очень сложно ориентироваться!

0

21

Итак, остались:
5
6
10
12
16
17
19
21
22

Отредактировано Dark Angel (2007-04-22 00:02:25)

0

22

Еще 20-ый беру

0

23

шестой тогда.

0

24

5й, в понедельник днём или рано вечером. если вдруг найдутся желающие сделать раньше - тем лучше.

0

25

Dark Angel написал(а):

Давайте, как в прошлый раз, готовые вопросы в отдельные темы выкладывать? А то очень сложно ориентироваться!

какие отдельные темы? к старым билетам? пиши давай лучше, философ. :cool:

0

26

Я вообще взяла 4,5,22 и 8. Но из них остался только 22, поэтому я возьму какие-нибудь другие.

0

27

отдельную ветку сделал для старых заданий.
сейчас туда все перенесу. новые задания постим в эту ветку. каждый вопрос в отдельный топик. ну вы знаете как обычно.

0

28

Ребят, 8-ой выложила уже как новую тему.

0

29

№18 РОЛЬ ФИЛОСОФИИВ РАЗРАБОТКЕ ТРИНИТАРНОГО И ХРИСТОЛОГИЧЕСКОГО ДОГМАТОВ. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ. КАППАДОКИЙЦЫ И БОРЬБА С САВЕЛЛИАНСТВОМ И АРИАНСТВОМ. РАЗЛИЧИЕ СУЩНОСТИ И ИПОСТАСИ.
Вселе́нские собо́ры (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί) — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального , церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.
В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган вселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».
Вселенские соборы и христианские церкви
I Никейский Собор — собор Церкви; состоялся в июне 325 в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским Собором в истории христианства.
Собор был созван св. имп. Константином Великим для того чтобы поставить точку в споре между епископом Александром и Арием. Арий, как и гностики, отрицал божественность Христа. По мнению Ария, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ. У Ария нашлось много сообщников. Епископ Александр обвинил Ария в богохульстве.
Собор осудил арианство и утвердили постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Также был составлен Символ Веры из семи пунктов, который впоследсвии стали называть Никейским и зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
Собор также определил время празднования Пасхи.
Второй Вселенский Собор, I Константинопольский — Собор, созванный в пределах восточной империи в 381 году императором Феодосием I (379—395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе этот Собор считается Вселенским. Собор утвердил апостольское учение о таинстве происхождения Святого Духа от Отца, подтвердив единство и равенство в божестве этого лица Святой Троицы с Отцом и Сыном. Собор дополнил и утвердил Символ веры, который стал называться Никео-Константинопольский (Никео-Цареградский). К тому же Собор установил статус епископа Константинопольского (как епископа Нового Рима) вторым по чести после епископа Римского, обойдя Александрийского, до этого считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа», как и Римский епископ. В результате образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр (церквей) христианского мира: Рим, Константинополь. Александрия, Антиохия и Иерусалим.
Среди главных участников Собора присутствовали: Мелетий Антиохийский, Тимофей Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Геласий Кесарие-Палестинский (племянник Кирилла), Асхолий Фессалоникийский, Григорий Нисский (брат Василия Великого), Амфилохий Иконийский, Оптим Антиохии Писидийской, Диодор Тарсский, Пелагий Лаодикийский. Председательствовали на Соборе Мелетий Антиохийский, который вскоре после начала работы Собора умер и его заменил Григорий Назианзин (ок.330-ок.390), известный в церкви под именем Богослова, а после того, как и он покинул Собор —
Борьба между православными и арианами, возобновившаяся вслед за окончанием I Вселенского Собора и сосредоточившаяся первоначально на решенном вопросе о Божестве Иисуса Христа, с течением времени вызвала появление новых ересей, из которых наиболее опасными были ереси, связанные с именами Аполлинария и Македония. Ересь Аполлинария и ересь Македония возбудили новые вопросы догматического свойства первая — о Богочеловечестве Иисуса Христа, а вторая — о Святом Духе, третьей ипостаси Троицы.
Второй Вселенский Собор осудил и предал анафеме ереси (1-е правило Собора):
Аномеев — их называли также евномиане, потому что они отрицали единосущие лиц Святой Троицы, утверждая, что второе и третье лицо ни в чем не подобны первому лицу.
Ариан, которые учили, что Сын Божий не рожден от Отца, а сотворен и только подобен Отцу. Собор отождествляет их с евдоксианами, последователями Евдоксия (первая половина IV века), бывшого епископом Германикийским, затем Антиохийским и, наконец, Константинопольским. Учение Евдоксия подобно евномианскому, но он шел далее ариан, утверждая, что Сын даже не подобен Отцу.
Савеллиан — учивших, что нет ипостасной разницы между Отцом и Сыном и Святым Духом, что они составляют одно Лицо. Основателем этой ереси был епископ Птолемаиды Пентапольской Савеллий, живший в первой половине III века.
Маркеллиан — последователей епископа Анкирского Маркелла (половина IV века), который отрицал вечную ипостась Сына и учил, что с наступлением конца мира будет и конец царства Христова и даже самого его бытия.
О Никео-Цареградском Символе веры (5-е правило)
Догматическая деятельность Второго Вселенского собора нашла свое выражение в составлении символа, известного в истории церкви под именем Никео-Цареградского. На рассмотрение делегатов Собора было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое папа Дамасий I прислал епископу Антиохийскому Павлину. Обсудив текст этого исповедания, Собор, единодушно утвердил апостольское учение о том, что Дух Святой есть не служебное существо, но «Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый».
Таким образом, деятельность Второго Вселенского собора, как видно, не была направлена на отмену или изменение по существу Никейского символа, но лишь на более полное и определенное раскрытие содержавшегося в нем учения.
Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в Духа Святого». Второй Вселенский Собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание 8, 9, 10, 11, и 12 членов Никео-Цареградского символа.
Эфесский собор - третий из Вселенских соборов - проходил в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году по инициативе императора Феодосия II. Поводом для созыва Третьего Вселенского Собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием, который искажал учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение двух естеств и называя Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Христо-родицей и Св. Кириллом Александрийским, который сначала пытался увещевать его, а потом написал против него свои анафематизмы.
Св. Кирилл председательствовал на Соборе, сначала, до прибытия римских легатов, будучи и представителем Римск. Епископа. Несторий прибыл на Собор и как нераскаянный еретик был низложен. Первые шесть правил, составленных Собором касаются вероисповедных вопросов, связанных с ересью Нестория, не имея дисциплинарного значения.
Собор кроме Нестория в своем определении осуждает "Келестиево мудрование." Келестий или Целестий проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.
Халкидонский собор — четвёртый вселенский собор, созван был императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне в 451, по поводу ереси Евтихия - монофизитство.
Согласно эдикту императора, епископы собрались сперва в Никею, но скоро вызваны были в Халкидон, поближе к столице, где император имел возможность присутствовать на соборных заседаниях; самими заседаниями руководили императорские чиновники: magister militum (главнокомандующий) Анатолий, префект претория Востока Палладий и praefectus urbis (префект Константинополя) Татиан.
Созыв собора и контроль со стороны императора и имперской администрации были вызваны стремлением обеспечить религиозное единство и, тем самым, политическую стабильность империи: продолжающееся соперничество Константинопольского и Александрийского патриархатов - после того, как Константинопольский собор 381 г. уравнял кафедры Рима и Константинополя («Нового Рима»), сместив Александрию на третье место (3-е правило, принятое на соборе) ставило под угрозу единство империи. Мысль, что от правильной веры в единую Троицу зависят единство и прочность государства, повторял в своих письмах императору и Лев I.
Председателем собора был Анатолий Константинопольский, перед вступлением Маркиана на престол решительно перешедший на сторону православных.
Прежде всего отцы собора занялись рассмотрением деяний «разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором. Обвинителем был известный Евсевий Дорилейский, представивший записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на разбойничьем соборе. По прочтении записки, отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых. К тому же, на Диоскора представлено было со стороны некоторых египетских епископов много обвинений в безнравственности, жестокости и разного рода насилиях. Собор осудил Диоскора и низложил его, равно как осудил разбойничий собор и Евтихия. Тех епископов, которые вместе с Диоскором принимали участие в разбойничьем соборе, отцы Халкидонского собора простили, так как они принесли раскаяние и объяснили, что действовали под страхом угроз Диоскора.
Принятие нового христологического вероучительного определения
Затем отцы занялись определением вероучения. Им предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, они таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств:
Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси (εις εν πρόσωπον και μίαν υπόστασιν συντρεχούση) так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов
Халкидонский собором не был положен конец христологическим спорам, однако его вероопределение на протяжении веков оставалось основой восточного православия. Разложение византийской империи уже начиналось, и сепаративные стремления, наиболее сильные на окраинах империи и имевшие себе основу в национальностях, тем не менее сообразно духу времени силились найти себе выражение и оправдание в догматическом разногласии.
Второй Константинопольский собор — Пятый Вселенский Собор, был созван в 553 году, в городе Константинополе, при императоре Юстиниане I.
Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трёх учителей сирийской церкви, пользовавшихся в своё время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трёх сочинениях.
Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый Четвёртый Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.
Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений и скончались в мире с Церковью.

Третий Константинопольский собор (также известный как Шестой Вселенский Собор) был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и в нем участвовало 170 епископов.
Собор созван был против лжеучения еретиков — монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили греческой империи большой опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник.
Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
Второй Никейский собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.
Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить мусульман в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.
Седьмой Вселенский Собор определил употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, а покланяющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней.
Очень большой вклад в развитие догматики христианской церкви внесли отцы каппадокийцы, в частности Василий Великий, который четко оформляет учение о Троице. В письме к своему брату Григорию Нисскому он говорит о различии сущности и ипостаси .
Произнесший слово «человек», указал лишь общую природу, но не определил конкретного человека, который узнается по имени (Андрей, Петр, Иаков).
На этом примере Василий Великий объясняет, что ипостась – НЕ неопределенное понятие сущности, а понятие которое показывает и определяет общее и неопределенное  в какой-либо вещи через ее очевидные особенности, особенные свойства. Бытие Отца (сущность) можно заметить у Сына и у Святого Духа. «Ведь понятие нетварного и непостижимого одно и то же у Отца, Сына и Святого Духа. Ибо не так обстоит, что Один более непостижим и нетварен, а Другой – менее».
Для «неслитного разделения Троицы» Василий Великий находит «то единственное, чем представление о Каждом ясно и несмешанно отграничится от рассматриваемого вместе с Ним представления о Другом»
Единородный Бог является причиной и началом всех благ, которые действуют в нас через Святого Духа.
Далее Василий Великий говорит о том, что из Отца происходит Сын, «через Которого существует мир , но в Сыне всегда неотделимо присутствует Святой Дух.
Следовательно, Святой Дух связан с Сыном, с Которым нераздельно постигается. Бытие Святого Духа зависимо от Отца как от Причины. Святой Дух, исходящий  от Отца «имеет следующий отличительный признак ипостасного своеобразия: после Сына и с ним узнается и от Отца имеет свое бытие.
«Сын же, через Себя и с Собой делающий известным Духа, исходящего от Отца, один единородно просияв из Нерожденного Света, не имеет в собственных признаках никакого соучастия с Отцом или Духом, но один узнается по вышеупомянутым чертам».
Бог, над всеми Сущий, имеет следующий признак своей ипостаси: «Он есть Отец», т. е. Причина всего существующего, но в то же самое время он не имеет причину своего бытия и «Сам особо узнается по этому признаку».
Кто помыслит Отца и Сна воспримет умом, а через Него и Святого Духа. «Стяжавший Духа» обретет и Сына и Отца. Кто же «истинно примет Сына, тому Он приведет как Отца Своего, так и Святого Духа».
Для большего разъяснения тринитарного вопроса Василий Великий приводит пример с радугой.
«В радуге одна сущность сияет многоцветным излучением» и невозможно определить, где кончается один цвет и начинается другой. Каждая ипостась, словно один из важнейших цветов радуги, сверкают в каждом из Лиц, но вместе с тем в соответствии с природой незаметно никакого отличия Одного от Другого. В конце своего письма Василий еще раз напоминает, что «смысл общности приводит нас к сущности, а ипостась есть особый признак каждого Лица.

0

30

Кстати, вопрос дня! если изф в 10.30 и английский в 10.30 и оба во вторник... ТО ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ, БЛ***!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

0


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » новые вопросы по изф