№18 РОЛЬ ФИЛОСОФИИВ РАЗРАБОТКЕ ТРИНИТАРНОГО И ХРИСТОЛОГИЧЕСКОГО ДОГМАТОВ. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ. КАППАДОКИЙЦЫ И БОРЬБА С САВЕЛЛИАНСТВОМ И АРИАНСТВОМ. РАЗЛИЧИЕ СУЩНОСТИ И ИПОСТАСИ.
Вселе́нские собо́ры (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί) — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального , церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.
В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган вселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».
Вселенские соборы и христианские церкви
I Никейский Собор — собор Церкви; состоялся в июне 325 в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским Собором в истории христианства.
Собор был созван св. имп. Константином Великим для того чтобы поставить точку в споре между епископом Александром и Арием. Арий, как и гностики, отрицал божественность Христа. По мнению Ария, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ. У Ария нашлось много сообщников. Епископ Александр обвинил Ария в богохульстве.
Собор осудил арианство и утвердили постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении. Также был составлен Символ Веры из семи пунктов, который впоследсвии стали называть Никейским и зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
Собор также определил время празднования Пасхи.
Второй Вселенский Собор, I Константинопольский — Собор, созванный в пределах восточной империи в 381 году императором Феодосием I (379—395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе этот Собор считается Вселенским. Собор утвердил апостольское учение о таинстве происхождения Святого Духа от Отца, подтвердив единство и равенство в божестве этого лица Святой Троицы с Отцом и Сыном. Собор дополнил и утвердил Символ веры, который стал называться Никео-Константинопольский (Никео-Цареградский). К тому же Собор установил статус епископа Константинопольского (как епископа Нового Рима) вторым по чести после епископа Римского, обойдя Александрийского, до этого считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа», как и Римский епископ. В результате образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр (церквей) христианского мира: Рим, Константинополь. Александрия, Антиохия и Иерусалим.
Среди главных участников Собора присутствовали: Мелетий Антиохийский, Тимофей Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Геласий Кесарие-Палестинский (племянник Кирилла), Асхолий Фессалоникийский, Григорий Нисский (брат Василия Великого), Амфилохий Иконийский, Оптим Антиохии Писидийской, Диодор Тарсский, Пелагий Лаодикийский. Председательствовали на Соборе Мелетий Антиохийский, который вскоре после начала работы Собора умер и его заменил Григорий Назианзин (ок.330-ок.390), известный в церкви под именем Богослова, а после того, как и он покинул Собор —
Борьба между православными и арианами, возобновившаяся вслед за окончанием I Вселенского Собора и сосредоточившаяся первоначально на решенном вопросе о Божестве Иисуса Христа, с течением времени вызвала появление новых ересей, из которых наиболее опасными были ереси, связанные с именами Аполлинария и Македония. Ересь Аполлинария и ересь Македония возбудили новые вопросы догматического свойства первая — о Богочеловечестве Иисуса Христа, а вторая — о Святом Духе, третьей ипостаси Троицы.
Второй Вселенский Собор осудил и предал анафеме ереси (1-е правило Собора):
Аномеев — их называли также евномиане, потому что они отрицали единосущие лиц Святой Троицы, утверждая, что второе и третье лицо ни в чем не подобны первому лицу.
Ариан, которые учили, что Сын Божий не рожден от Отца, а сотворен и только подобен Отцу. Собор отождествляет их с евдоксианами, последователями Евдоксия (первая половина IV века), бывшого епископом Германикийским, затем Антиохийским и, наконец, Константинопольским. Учение Евдоксия подобно евномианскому, но он шел далее ариан, утверждая, что Сын даже не подобен Отцу.
Савеллиан — учивших, что нет ипостасной разницы между Отцом и Сыном и Святым Духом, что они составляют одно Лицо. Основателем этой ереси был епископ Птолемаиды Пентапольской Савеллий, живший в первой половине III века.
Маркеллиан — последователей епископа Анкирского Маркелла (половина IV века), который отрицал вечную ипостась Сына и учил, что с наступлением конца мира будет и конец царства Христова и даже самого его бытия.
О Никео-Цареградском Символе веры (5-е правило)
Догматическая деятельность Второго Вселенского собора нашла свое выражение в составлении символа, известного в истории церкви под именем Никео-Цареградского. На рассмотрение делегатов Собора было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое папа Дамасий I прислал епископу Антиохийскому Павлину. Обсудив текст этого исповедания, Собор, единодушно утвердил апостольское учение о том, что Дух Святой есть не служебное существо, но «Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый».
Таким образом, деятельность Второго Вселенского собора, как видно, не была направлена на отмену или изменение по существу Никейского символа, но лишь на более полное и определенное раскрытие содержавшегося в нем учения.
Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в Духа Святого». Второй Вселенский Собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание 8, 9, 10, 11, и 12 членов Никео-Цареградского символа.
Эфесский собор - третий из Вселенских соборов - проходил в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году по инициативе императора Феодосия II. Поводом для созыва Третьего Вселенского Собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием, который искажал учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение двух естеств и называя Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Христо-родицей и Св. Кириллом Александрийским, который сначала пытался увещевать его, а потом написал против него свои анафематизмы.
Св. Кирилл председательствовал на Соборе, сначала, до прибытия римских легатов, будучи и представителем Римск. Епископа. Несторий прибыл на Собор и как нераскаянный еретик был низложен. Первые шесть правил, составленных Собором касаются вероисповедных вопросов, связанных с ересью Нестория, не имея дисциплинарного значения.
Собор кроме Нестория в своем определении осуждает "Келестиево мудрование." Келестий или Целестий проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.
Халкидонский собор — четвёртый вселенский собор, созван был императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне в 451, по поводу ереси Евтихия - монофизитство.
Согласно эдикту императора, епископы собрались сперва в Никею, но скоро вызваны были в Халкидон, поближе к столице, где император имел возможность присутствовать на соборных заседаниях; самими заседаниями руководили императорские чиновники: magister militum (главнокомандующий) Анатолий, префект претория Востока Палладий и praefectus urbis (префект Константинополя) Татиан.
Созыв собора и контроль со стороны императора и имперской администрации были вызваны стремлением обеспечить религиозное единство и, тем самым, политическую стабильность империи: продолжающееся соперничество Константинопольского и Александрийского патриархатов - после того, как Константинопольский собор 381 г. уравнял кафедры Рима и Константинополя («Нового Рима»), сместив Александрию на третье место (3-е правило, принятое на соборе) ставило под угрозу единство империи. Мысль, что от правильной веры в единую Троицу зависят единство и прочность государства, повторял в своих письмах императору и Лев I.
Председателем собора был Анатолий Константинопольский, перед вступлением Маркиана на престол решительно перешедший на сторону православных.
Прежде всего отцы собора занялись рассмотрением деяний «разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором. Обвинителем был известный Евсевий Дорилейский, представивший записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на разбойничьем соборе. По прочтении записки, отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых. К тому же, на Диоскора представлено было со стороны некоторых египетских епископов много обвинений в безнравственности, жестокости и разного рода насилиях. Собор осудил Диоскора и низложил его, равно как осудил разбойничий собор и Евтихия. Тех епископов, которые вместе с Диоскором принимали участие в разбойничьем соборе, отцы Халкидонского собора простили, так как они принесли раскаяние и объяснили, что действовали под страхом угроз Диоскора.
Принятие нового христологического вероучительного определения
Затем отцы занялись определением вероучения. Им предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, они таким образом определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств:
Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси (εις εν πρόσωπον και μίαν υπόστασιν συντρεχούση) так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос; такой именно, как говорили о Нем пророки древних времен и как Сам Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов
Халкидонский собором не был положен конец христологическим спорам, однако его вероопределение на протяжении веков оставалось основой восточного православия. Разложение византийской империи уже начиналось, и сепаративные стремления, наиболее сильные на окраинах империи и имевшие себе основу в национальностях, тем не менее сообразно духу времени силились найти себе выражение и оправдание в догматическом разногласии.
Второй Константинопольский собор — Пятый Вселенский Собор, был созван в 553 году, в городе Константинополе, при императоре Юстиниане I.
Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трёх учителей сирийской церкви, пользовавшихся в своё время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трёх сочинениях.
Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый Четвёртый Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.
Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений и скончались в мире с Церковью.
Третий Константинопольский собор (также известный как Шестой Вселенский Собор) был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и в нем участвовало 170 епископов.
Собор созван был против лжеучения еретиков — монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили греческой империи большой опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник.
Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
Второй Никейский собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.
Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить мусульман в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.
Седьмой Вселенский Собор определил употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, а покланяющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней.
Очень большой вклад в развитие догматики христианской церкви внесли отцы каппадокийцы, в частности Василий Великий, который четко оформляет учение о Троице. В письме к своему брату Григорию Нисскому он говорит о различии сущности и ипостаси .
Произнесший слово «человек», указал лишь общую природу, но не определил конкретного человека, который узнается по имени (Андрей, Петр, Иаков).
На этом примере Василий Великий объясняет, что ипостась – НЕ неопределенное понятие сущности, а понятие которое показывает и определяет общее и неопределенное в какой-либо вещи через ее очевидные особенности, особенные свойства. Бытие Отца (сущность) можно заметить у Сына и у Святого Духа. «Ведь понятие нетварного и непостижимого одно и то же у Отца, Сына и Святого Духа. Ибо не так обстоит, что Один более непостижим и нетварен, а Другой – менее».
Для «неслитного разделения Троицы» Василий Великий находит «то единственное, чем представление о Каждом ясно и несмешанно отграничится от рассматриваемого вместе с Ним представления о Другом»
Единородный Бог является причиной и началом всех благ, которые действуют в нас через Святого Духа.
Далее Василий Великий говорит о том, что из Отца происходит Сын, «через Которого существует мир , но в Сыне всегда неотделимо присутствует Святой Дух.
Следовательно, Святой Дух связан с Сыном, с Которым нераздельно постигается. Бытие Святого Духа зависимо от Отца как от Причины. Святой Дух, исходящий от Отца «имеет следующий отличительный признак ипостасного своеобразия: после Сына и с ним узнается и от Отца имеет свое бытие.
«Сын же, через Себя и с Собой делающий известным Духа, исходящего от Отца, один единородно просияв из Нерожденного Света, не имеет в собственных признаках никакого соучастия с Отцом или Духом, но один узнается по вышеупомянутым чертам».
Бог, над всеми Сущий, имеет следующий признак своей ипостаси: «Он есть Отец», т. е. Причина всего существующего, но в то же самое время он не имеет причину своего бытия и «Сам особо узнается по этому признаку».
Кто помыслит Отца и Сна воспримет умом, а через Него и Святого Духа. «Стяжавший Духа» обретет и Сына и Отца. Кто же «истинно примет Сына, тому Он приведет как Отца Своего, так и Святого Духа».
Для большего разъяснения тринитарного вопроса Василий Великий приводит пример с радугой.
«В радуге одна сущность сияет многоцветным излучением» и невозможно определить, где кончается один цвет и начинается другой. Каждая ипостась, словно один из важнейших цветов радуги, сверкают в каждом из Лиц, но вместе с тем в соответствии с природой незаметно никакого отличия Одного от Другого. В конце своего письма Василий еще раз напоминает, что «смысл общности приводит нас к сущности, а ипостась есть особый признак каждого Лица.