Развитие теоретического мышления и становление философии представляют собой длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества.
Уже в условиях родовой общины, полностью зависимый от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знания, оказывающие влияние на его жизнь. Свое отношение к миру человек не осознавал и, соответственно, не мог выразить в теоретических формах. Таким образом, конкретные формы начальных теоретических  построений, существовавших до создания письменности, остаются для нас в большей степени гипотетическими. Однако можно предположить, что в процессе познания окружающего мира он накопил достаточно  опыта для прогнозирования каких то природных явлений, что означает постижение некоторых закономерностей природных явлений. Важнейшим моментом, влияющим на этот процесс познания, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Появление абстрактных понятий в языке – важное свидетельство формирования теоретического мышления, становится и одной из главных предпосылок для возможности возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.
Появляются наивно-натуралистическое объяснение природных явлений, где основными темами являются темы времени и смерти. Даже, несмотря на зачастую фантастические толкования того или иного события, сама попытка объяснить природу, найти ответ на вопрос, что такое жизнь, когда она возникает и почему заканчивается (а объяснялось все потусторонними силами, божественным проявлением, ведь совершенно только вечное, а вечность является атрибутом божественного, т.е. внечеловеческого) является свидетельством сложного представления о пространстве и времени.
Развитие мысли в этой области проходило достаточно долго в рамках существующих взглядов и не выходило за них. Однако обыденные представления, в условиях постоянно растущего опыта получали новое толкование, а углубляющееся познание окружающего мира и человеческого общества этот процесс ускоряло. Общество становится более сиккулиризованным и религиозно-мифологических представлений человеку становится недостаточно, чтобы ощущать целостность своего мировоззрения. Появляются первые истографы, математики, врачи и т.д.  Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления явилось появление письменности. Письменность не только дала лучшие возможности для передачи знания, но и обогатила и дала новые возможности для дальнейшего развития этих знаний.
Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философской мысли складывались неравномерно. Был и целый ряд специфических обстоятельств, которые ускоряли или замедляли этот процесс. Однако приблизительно в одно и то же время философия рождается в трех регионах – Греции, Индии и Китае, где представляют собой самостоятельные культурные ценности (т.е. возникают самостоятельно). Появляется философия в кризисный период, переживаемый этими цивилизациями.

Древняя Индия.
Упанишады – древние тексты, в которых постепенно отходит на второй план релегиозные вопросы и появляются философские вопросы. В 6 в. до н.э. эти вопросы становятся совершенно очевидны (н-р: «Что есть начало всего»).
Догмой индийского представления о космосе является идея о перерождении, которое представляется как вечное мучение. Философия эта эгоцентрична – для индивидов целью является разрыв круга перерождения, вход в нирвану.

Древний Китай.
Здесь философия появляется также в кризисный период – эпоха конца борьбы царств.
Конфуцианство – одно из основных течений китайской философии. Конфуций предлагал  возврат к прошлому, как самому хорошему («Излагаю старого и не создаю нового»), но при этом появилось нечто совершенно новое.
Для китайцев мир – тьма предметов. Мысли китайцев не слишком направлены на возвышенное, они более прагматичные, земные.
Здесь философия направлена на решение человеческих проблем. Вопросы имеют философскую направленность («что есть добро»), но имеют чисто практическое значение.

Древняя Греция.
В Греции философия направлена, прежде всего, на познание, а не на практику. Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют целостных философских систем. На такую высокую ступень шагнули лишь античные мыслители, которые стоят у начала традиции европейского философского мышления. Греческие философы выстраивают целостные философские системы с точным понятийным аппаратом. В них отражена проблематика бытия и существования мира (онтология) и возможности человека в познании окружающего мира (гносеология).