Сократ и Платон впервые встретились в 408 г. до н.э. Платон, подающий множественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтическом соревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии.
За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считал Платона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценил Сократа и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платон подготовил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы его кто-либо защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлияло на Платона. Он так заболел, что не смог придти присутствовать при его смерти. Впоследствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из его выдающихся сочинений.
Философия Платона была развитием идей его предшественников, среди которых немаловажную роль играет и учение Сократа.
Как известно, суть «сократического» метода ведения беседы – это последовательно и систематически задаваемые вопросы, имеющие своей целью привидение собеседника к непротиворечивому ответу на некоторый основной вопрос (например, о добродетели, благе или душе). Собственно сократовская диалектика состояла из двух частей – иронии и майевтики. Ирония «отражает удар» от задающего вопросы: он встает в позицию человека невежественного, но желающего получить знание. Задача майевтики – помочь собеседнику самостоятельно «родить» знание о том или ином предмете., именно этот метод Платон впоследствии использовал в своих диалогах, заставляя персонажей отвечать на наводящие вопросы и в конце концов получать ответ в соответствии с воззрениями автора. Хотя само слово «диалектика» у Платона имеет несколько другое значение и относится скорее к области постижения истины, чем к области ведения беседы.
Тема человека, проблема добродетели и пороков, справедливости и несраведливости, вопрос о благе занимали центральное место в сократовской беседе. Этическая сторона учения Платона во многом основывается на идеях Сократа. Проблемы блага и справедливости занимают в диалогах Платона значительное место, и несомненно это связано именно с влиянием Сократа. Его этический идеализм, основанный на убеждении в возможности рационального постижения тончайших движений человеческой души, возможно, лег в основу платоновской теории идей, где справедливость и благо рассматривались «сами по себе», а не в их жизненных проявлениях.
Однако как бы велико ни было влияние одного на другого, далеко не все диалоги Платона, в которых фигурирует Сократ, можно рассматривать как исторический источник по личности Сократа. В полной мере такая постановка вопроса возможна только при рассмотрении ранних диалогов, таких, как Евтифрон, Критон, Лахет или Протагор. Здесь Платон выступает как ученик Сократа, записывающий идеи своего учителя. Что касается более поздних диалогов, то в них скорее Сократ служит выразителем идей Платона, так что здесь он является больше литературным персонажем, чем исторической личностью.
Отредактировано иван (2006-12-16 02:31:05)