10. «Федон» или о бессмертии души.

Понять платоновскую философию в отрыве от психологии невозможно. И теоретическое по-знание, и практическая деятельность в понимании Платина зависят от учения о душе. Глав-ный тезис платоновской психологии есть утверждение о бессмертии души. О том, что душа переживает тело и может воплощаться в различных телах говорили до Платона орфики, пи-фагорейцы, Эмпедокл, но конкретная разработка этого учения в контексте онтологии, гно-сеологии, этики и политической философии была дана именно Платоном. Поэтому он может быть назван основателем идеалистической психологии.
Почему Платон вводит понятие бессмертной души?
1.без бессмертной души немыслимо учение о загробном воздаянии; если душа не полу-чает награду за добродетель и не терпит страдания за пороки, справедливости не су-ществует, что сводит на нет все обоснование этики;
2.без души, не зависящей от тела в своем бытии, не может быть чистого познания, т.к. тело, обремененное ощущениями, не даст познать истину;
3.бессмертная душа необходима для космологии, она приводит в движение космос, по-зволяет объяснить его разумность.
Платон не просто утверждал бессмертие души, он пытался это доказать в диалоге «Федон».
«Федон» - произведение не только философское, но морально-философское, художественно-философское и даже мифологическое. В жизнеописании Сократа «Федон» следует за «Апо-логией» и «Критоном».

1. Вступление.
Пифагореец Эхекрат из Флиунта, встретившись с учеником Сократа Федоном, просит его рассказать о последних часах жизни Сократа. Федон начинает рассказывать о настроении ос-тальных учеников Сократа и об их приходе в тюрьму к Сократу в день его казни. Дальней-шее повествование идет от лица Федона.
Сократ доказывает, почему недопустимо самоубийство; жизнь зависит от богов , а не от че-ловека. Истинные философы, по Сократу, желают только одного – «умирания и смерти».
2. Душа и тело с точки зрения познания истины.
Жизнь тела, телесные удовольствия мешают чистому мышлению; только чистым мышлени-ем познаются сущности вещей, т.е. вещи, взятые сами по себе и потому недоступные чувст-венным ощущениям. Для приобщения к разуму необходимо отрешиться от тела и созерцать вещи сами по себе. Разум – предмет стремления всех истинных философов и единственный принцип всякой подлинной добродетели. Сам Сократ принадлежал таинству, учившему о спасении в потустороннем мире тех, кто очистился здесь, и надеется на лучшую жизнь после смерти. Ввиду сомнений Кебета относительно способности души мыслить после смерти те-ла, Сократ приводит четыре доказательства бессмертия души.
3. Аргумент первый: взаимопереход противоположностей.
Все в мире становления возникает из своей противоположности и обращается, уничтожаясь, в свою противоположность. Из этого правила нет исключений, иначе все процессы пришли бы к одному состоянию, т.е. прекратились бы, а весь мир стал бы однообразным и непод-вижным, что для Платона немыслимо. Значит, мертвое возникает из живого, а живое и жи-вые – из мертвого. Души не уничтожаются, а пребывают в Аиде, и из них снова возникают живые. Взаимопереход противоположностей осуществляется как космический круговорот душ.
4. Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения.
Душа бессмертна, если знание есть припоминание. Путем наводящих вопросов можно заста-вить человека, несмыслящего в какой-нибудь науке, дать правильное решение любой про-блемы этой науки. Это значит, что в душе человека до его рождения и земного пути пребы-вают все истины, следовательно, душа бессмертна. И когда мы утверждаем о каких-то чувст-венно-воспринимаемых вещах, что они равны, мы одновременно знаем, что их равенство от-лично от полного, истинного и совершенного равенства; мы сразу отличаем равные вещи от равенства как такового, видя неполное осуществление равными вещами самого равенства. Все это происходит в нас с самого первого ощущения, то знание самого равенства, с кото-рым мы сравниваем равные вещи, должно предшествовать первому ощущению, а значит, пребывать в нас еще до рождения, что возможно только если душа бессмертна.
5. Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) души.
Все сущее делится на самотождественное, неизменное, простое и на изменчивое, сложное. Тело ближе к изменчивому, а душа – к простому, которое в силу своей простоты не может разделиться на какие-либо части и уничтожиться. Кроме того, неизменное, простое постига-ется только мышлением, а сложное и уничтожающееся – ощущением. Тогда душа, которую нельзя ни видеть, ни слышать, оказывается в числе простого, невидимого, неизменного. Ду-ша испытывает наибольшую радость в познании и мышлении, ощущения же портят и опья-няют душу, значит, стремясь к вечному и бестелесному, она стремиться к подобному себе, т.е. она сама вечна и неизменна. Наконец, поскольку душа есть начальствующее, а тело под-начально ей, то именно душа более походит на божественное, которому свойственно власт-вовать, а не на смертно, которому суждено только повиноваться.
Если душа при жизни тела воздерживалась от телесных вожделений, стремилась к примату разума, она будет с богами после смерти тела, если душа подчинялась телу, а не философии, после смерти она получит наказание и дальнейшее переселение будет в грубое тело живот-ного.
Сомнения Симмия: если душа подобна гармонии звуков, издаваемых лирой, то со смертью самой лиры гибнет и гармония ее звуков. Сомнения Кебета: не износится ли душа, как ста-рый ткач, создавший много плащей (= тела), все же умирает.
Ответ Симмию: душа существует до тела в виде сущности, прежде чем быть настроением тела, душа есть сама же она; прежде чем быть гармонией тела, душа должна не зависеть от телесной гармонии и отдельных ее моментов, а сама настраивать или расстраивать лиру.
Ответ Кебету – четвертый основной аргумент в пользу бессмертия души.
6.Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни.
Рассказ Сократа о своих занятиях натурфилософии критика определения причин как чисто физических. К двойке нас приводит как умножение, так и деление единицы; Ум Анксагора не объясняет физический мир; причина, по которой Сократ остается в тюрьме – приговор афинян и его нежелание покидать тюрьму, а не физическое строение его тела.
Подлинной причиной вещей является то, что в них существует само по себе. Из теории о су-ществовании сущностей, тождественных самим себе, вытекает, что эти сущности не могут принять в себя того, что им противоположно. Хотя из противоположных вещей происходят противоположные вещи, сами противоположности не могут приобретать свойства своих ан-типодов. Равенство само по себе никогда не будет неравным, а четность – нечетной. При этом есть определенные вещи (формы), которые хотя и отличаются от самого эйдоса, тем не менее, всегда имеют его свойства и точно так же как он, не принимают его противоположно-сти. Например, число три никогда не может, оставаясь собой, принять в себя четность, а чис-ло четыре – нечетность. Так и душа, главное свойство которой оживотворение, хотя и не то-ждественна с жизнью самой по себе, но, как сама жизнь, не может принять в себя противо-положное жизни свойство, т.е. смерть.
7. Этические выводы из учения о душе.
Если бы со смертью тела погибала бы и душа, плохим людям было бы не о чем беспокоить-ся, а так праведные души спокойно занимают свое место в Аиде, злые же души насильно за-таскиваются в Аид, где их ждет наказание.
8. Космологические выводы из учения о бессмертной душе.
Картина здешней Земли: будучи шаром, она покоиться в равновесии в центре мира среди од-нородного неба; она очень велика, и мы знаем лишь небольшую ее часть, т.к. живем в одной из многочисленных впадин. Истинная Земля находится под самыми небесами, в чистом эфи-ре, образует собой разноцветный двадцатигранник, на истинной Земле – настоящее блажен-ство. Возвращаясь к нашей Земле, Платон дает подробную мифологическую геологию, гео-графию, метеорологию, включая описание подземного мира.
9. Описание смерти Сократа.
Сократ спокойно выпивает чашу с цикутой, отсылает плачущих женщин, стыдит своих уче-ников за проявление слабости и просит принести в жертву Асклепию черного петуха (в честь своего «выздоровления»).
Не всегда можно согласиться в оценке строгости доказательств, очень много неточностей, бездоказательных утверждений, мифологем. Второй, третий и четвертый тезис содержат важную мысль, что все единичное и частное осмысливается через общее и что если есть вещь, то эта вещь – именно она сама, а не что-нибудь другое; она отличается от всего друго-го определенными признаками, которые, взятые в целом, и являются ее идеей. Если всякая вещь имеет идею, то и душа имеет идею. Только из этого не следует ее бессмертие.
В «Федоне» теория идей формулируется впервые, классический ее вариант – в диалоге «Го-сударство». В диалоге «Федр» появляется пятое доказательство бессмертия души.

Основные положения.

Главный тезис платоновской психологии есть утверждение о бессмертии души. В «Федоне» приводится 4 аргумента в пользу бессмертия души:
взаимопереход противоположностей
знание как припоминание
самотождество идеи души
теория души как эйдоса жизни
В «Федоне» теория идей формулируется впервые.

Отредактировано ALEXANDRA (2006-12-15 21:33:01)