7. Стоицизм - логика, физика, этика.

В период эллинизма формируются школы и направления, между разными философскими те-чениями развивается соперничество; школа – то место, где воспроизводится и передается знание. Философия становится массовым делом. На конец IV в. до н.э. существует:
o Стоицизм (как школа)
o Эпикуреизм (как школа)
o Скептицизм (как направление)
Стоицизм очень влиятельная школа, что связано с подчеркнутой ориентацией на практику; философия учит как жить, умирать, принимать судьбу и т.д.
Выделяется три периода: ранний, средний и поздний стоицизм.

Ранняя Стоя (IV – III вв до н.э.)
Школа стоиков основана в конце IV в. до н.э. Зеноном из Кития (о. Кипр), имевшим фини-кийское происхождение. Он приезжает в Афины и, вдохновленный образом Сократа у Ксе-нофонта, становится учеником киника Кратета, из-за чего в этическом учении стоиков чув-ствуется сильное влияние киников.
Зенон основывает школу в «Пестром портике», откуда и название. Стоицизм впитывает уче-ние Гераклита, Анаксимена (огненная пневма), физику платоников (Тимей).
Важнейшими учениками были Аристон, Херил, Клеанф. Учеником Клеанфа был Хрисипп, невероятно плодотворный писатель; он разработал систему логики, внес изменения в этику и физику.
Несмотря на то, что написано было много, сочинения ранних стоиков дошли лишь фрагмен-тарно, по цитатам их противников и поздних стоиков.

Средняя Стоя (II - I вв до н.э.)
Два основных мыслителя – Панеций и Посидоний.
Характеризуется отходом от некоторых ранних догматов. Эклектизмом – сочетанием с уче-нием Аристотеля, Платона.

Поздняя Стоя (I - II вв н.э.) – римский стоицизм.
Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий.
Логика и физика почти не разрабатываются, на первом плане стоит этика как практическое искусство, направленное на счастливую жизнь.
Сохранилось много произведений поздних стоиков, ставших частью культуры, оказавших огромное влияние на мыслителей поздней античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени.

Трехчастное деление
Логика: теория познания, психология восприятия, формальная логика;
Физика: учение о природе, теология, о душе;
Этика – практическая философия: как нужно жить и учение о государстве.
Сравнения: философия как живое существо: логика – кости и жилы, этика – плоть, душа – физика, яйцо: логика – скорлупа, этика – белок, физика – желток; плодоносное поле: логика – ограда, этика – плод, физика – дерево.

Общее – центральный тезис: все окружающее – телесно (соматизм), т.е. стоики – почти дог-матические материалисты. Представления Зенона близки к Ветхому Завету, но кроме телес-ного есть божественное – пространство, окружающее телесный космос (нечто сходное с пи-фагореизмом) и то, что относится к знанию. Законы мира и логики одни и те же.
Учение стоиков догматично, принимаются некоторые положения без проверки (оппозиция – скептицизм)
Космос – един, телесен (это представление направляет физику и этику)
Знание – смыслы, бестелесны.

Логика.
Своя силлогистика
Категории
Основоположники семантики
они вводят схему: знак – смысл – предмет; учение о смыслах – основа логики, смыслы иде-альны, бестелесны.
Логика делилась на риторику и диалектику, но они не противопоставлялись друг другу; в трактатах Зенона и Хрисиппа внимание уделяется красноречию, стилистике, а не «внешней победе».
В грамматике разрабатывается общее учение о языке, теория падежей, частей речи, времен глагола и пр. понимание языка основывалось на учении о его природном характере.

В теории познания некоторая запутанность из-за онтологических предпосылок. Центральная идея теории познания  - переход от материального космоса к нематериальным смыслам. Ло-гический вывод тождественен природным законам. Смыслы оторваны от мира (стоики – но-миналисты), нет никакой общей лошадности, все общие понятия не имеют онтологического статуса.
1.Зенон: познание начинается с некоего внешнего толчка – фантазии (до этого душа является пустой), которая запечатлевается на душе. После этого с запечатлением следует согласие или несогласие, если образ отчетлив и ясен и не вызывает сомнений, то при согласии с ним воз-никает восприятие, которое проверяется разумом; если оно не будет опровергнуто, возникает знание. Так происходит переход от чувственного к разумному, т.е. от телесного к бестелес-ному. Критерием истины выступает «схватывающее ощущение» («каталептическая фанта-зия», «каталепсис», «восприятие»), помогающее различить истинные и ложные мнения.
2.Хрисипп: критерий истины – сама каталептическая фантазия; если что-то воспринимается, согласие следует автоматически.
В познавательной деятельности человек не полностью связан явлениями, он свободен в со-гласии/несогласии.
После восприятия предмета остается воспоминание, из воспоминаний образуется опыт; из восприятий постепенно образуются понятия. Разум образуется в человеческой душе посте-пенно из общих понятий и восприятий, именно разум позволяет познавать не только единич-ные вещи, но целое.

Физика.
Важнейшие области:
o Космология
o Живая/неживая природа
o Психология.

О космосе
наследие Платона, Аристотеля, Гераклита
Деление на активное и пассивное начало – действующее и претерпевающее, или бог и мате-рия. Действующее начало называется разумом, находящимся в материи, и богом, который пронизывает материю и творит из нее вещи. Бог и материя вечны и неуничтожимы; хотя они различаются, но не разделяются, т.е 2 грани одной реальности. «Все, что действует, есть те-ло», т.е. отрицаются нематериальные причины, т.о. бог есть тело, он – огонь и дыхание, пневма – огненный воздух, самая тонкая материя. Огонь – деятельная сторона, порождающая все остальное, из нее образуются «сперматические логосы» - разумные основания всех ве-щей и явлений, определяющие все существующее.
Мир = космос = пневма = бог = живой организм.
Существует мировой цикл, все снова повторяется – вечное возвращение, но не изменение, в мире все подвижно, но ничего не развивается, а возвращается.
Бог при создании мира делает материю годной, создает 4 элемента: космос возникает, когда от начального огня все переходит во влагу, некоторые части сгущаются до земли, некоторые переходят в воздух, из всех элементов возникают живые организмы. После некоторого вре-мени все сгорает в мировом пожаре и вновь возникает.
Космос единственен, имеет форму шара, за его пределами – лишенная телесности пустота, в самом космосе пустоты нет.

Божественный разум отождествляется с судьбой.
Судьба и провидение тождественны, т.е. все, происходящее в мире по закону необходимости – самое лучшее, бог направляет мир к самому лучшему (Зенон), Клеанф разграничил необ-ходимость и причинность.
Все низшее подчинено высшему, отсюда следует целесообразность мира, его совершенство.

У стоиков возникали проблемы с обоснованием зла – откуда оно появляется.
1. несчастья  - это наказания богов
2. при достижении главного блага попутно получаются небольшие дефекты
3. зло дано, чтобы понимать благо (Хрисипп)

В системе фатализма человеку остается только подчиняться законом мирового целого. Чело-веческая свобода – это сознательное и разумное следование необходимости.
Из необходимой связи причин и следствий стоики выводили обоснование мантики (гадания), толкователь знаков может предсказать будущее, проникая в сеть причин. Мудрец - пости-гающий необходимость, «знающего судьба ведет, незнающего тащит».
Стоики пытались ассимилировать религию в свое учение, аллегорическими истолкованиями.

Человеческая душа – соприсущий нам воздух, этот воздух – мыслящее тепло, или огонь. Душа небестелесна и не обладает вечным существованием. Она делилась на 8 частей - веду-щее и руководящее начало, 5 ощущений, способность речи, способность размножаться.
Лестница существ:
1. неодушевленное, обладает только структурой/свойством
2. растения: прибавляется способность к движению
3. животные: обладают душой, со способностями представления и влечения
4. человек: его душа разумна.

Этика.
Первое стремление живого существа – к самосохранению, а не к удовольствию (как считал Эпикур). Наиболее близким для любого существа является его собственное устроение и соз-нание о нем. Любовь к своим порождениям образует социальную базу. Человек разумен и ему в себе самом прежде всего дорога разумная часть. «Жизнь согласно природе» понима-лась как «жизнь согласно разуму» и «жизнь согласно добродетели», природа – общий закон и естество каждого человека, т.к. человек есть часть мировой природы. Цель жизни - добро-детель «как согласное с собой состояние души».
Благо – это добродетель. Основой любой добродетели является разум. Между различными благами (добродетелями) нет различия, ничто не лучше и не хуже. Основные добродетели – разумение, справедливость, благоразумие, мужество. Как жить нравственно – это вопрос о смысле жизни. Это эпоха становления индивидуального сознания, философия стоиков инди-видуальна; понятие совести выходит из стоического учения.
Этика стоиков двойственна:
внутри школы жесткий дуализм – либо добродетель, либо нет (это следствие кинического учения), ригоризм, доведенный дол предела.
Внешнее учение: разделение благих претерпеваний и неблагих страстей
Страсть – это неразумное и противоречащее разуму, они связаны с кажущимся, а не действи-тельным; они должны быть полностью устранены (в этом отличие от Аристотеля). Уничто-жение страстей – дело философии.
Скорбь (печаль), вожделение – относятся к настоящему;
Страх и наслаждения – к будущему.
Благие претерпевания не противоречат разуму, это – радость, осторожность, добрая воля.

Стоический идеал – это мудрец, обладающий всеми добродетелями, совершающий только правильные поступки, который никогда не ошибается. Он обладает знанием, а не мнением, он бесстрастен и может делать все, что угодно, т.к. он все будет делать согласно с природой, а природа человека – разум.

О политике – «Государство» Зенона.
Идеал космополитизма – человек заселяет общий космос, и нет ни рабов, ни свободных. раб-ство появилось по установлению людей, а законы общества должны быть соответственными законам природы. Другие люди – тоже разумные люди, они обладают разумной природы, от-сюда – наличие естественных прав человека.