№8 (от софистов до платона)Апология Сократа или дело философии.

Диалог апология Сократа по своей структуре не является диалогом. Сократ будучи в суде произносит речь в свою защиту. В первой части диалога (после обвинительных речей) он спорит со своими обвинителями. В первую очередь он говорит речь в защиту от тех кто его обвинял в течении его прошлой жизни. Они говорили что Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, с выдавая ложь за правду и других научая тому же. Однако Сократ призывает к мужам афинянам, говоря, что многие из них сами слышали его речи, в которых не было ни слова об этом. На обвинение о том что Сократ берется воспитывать людей и берет за это деньги, он отвечает, что есть люди более достойные, чем он. Они разъезжают по городам и сами предлагают пойти к ним в ученики, и платить им за это деньги. А Сократ бы и сам гордился, если бы был искусен в этом деле.
Если бы ему кто то задал вопрос: «Откуда на тебя эти клеветы? В самом деле, если бы сам ты не занимался чем-нибудь особенным, то и не говорили бы о тебе так много. Скажи нам, что это такое, чтобы нам зря не выдумывать».Он бы ответил что он получил известность благодаря некоторой мудрости. Он ссылается на Херефонта и Пифию, которые говорили что нет никого мудрее Сократа. Сократ же задумался почему он самый мудрый и пошел по людям, которые кажутся мудрее, но в разговоре с ними он понял, что они лишь кажутся мудрыми, но на самом деле ничего не знают. И он Сократ мудрее их потому что хотя все они ничего до конца не знают они не зная думают, что знают, а Сократ же не зная и думает что не знает. Затем он стал ходить по поэтам трагическим и дифирамбическим и прочим, но и они как оказалось ничего не знали. После этого многие его возненавидели. Но есть и те кто подражают ему. Они тоже пытают людей, пытаясь понять права те что то знают или нет. Те же в свою очередь сердятся на Сократа, говоря что он развращает юношей, но не говорят правды., ибо сказав ее признают, что они  и в правду ничего не знают. Далее следует диалог с Мелетом, который утверждает, что Сократ единственный, кто приносит юношам вред, что он не признает богов. Сократ же опровергает все сказанное Мелетом, доказав, что все это не так.
Далее он говорит мысли о том, что дело которым он занимается благородно, и ему не страшно теперь умереть за него. Он Рассказал о сыне Фетиды, который не побоялся умереть отомстив за друга. На мой взгляд именно с этого он начал говорить о деле философии. Главное это то дело в котором ты поставил себя начальником. В нем нельзя принимать в расчет ни смерти ни чего либо еще, кроме позора. Сократ же говорит, что он не бросит заниматься философией, даже не смотря на то что ему придется умереть. Он говорит, что беседуя со старым и молодым каждому желает добра. Чтоб они не заботились о телах своих и деньгах, но подумали о душе, чтобы она была лучше. Сократ говорит, что осудив его на смерть, афиняне сделают хуже не ему, но себе самим, так как вряд ли в Афинах найдется еще один мудрый человек, который бы заботился о каждом. Далее он говорит о том, что заботясь о судьбе города, желая предотвратить беззакония лучше оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен, так как нельзя противиться большинству.
Далее Сократ приводит в пример людей, которые готовы за него заступиться. Многие из них уже состарились, но по прежнему не считают  что Сократ развратил их, однако Мелет не включил их в список свидетелей. Те, которых, как считает Мелет,  развратил Сократ либо их родственники должны бы были держать слово против него, однако они по прежнему не считают Сократа виновным. А это лишь значит что Мелет лжет. Далее Сократ говорит о тех, кого осуждали на смерть до него. Он считает, что многие из них недостойные люди, так как они унижаясь приводили родственников, детей, чтобы им был вынесен оправдательный приговор. Сам Сократ этого делать не собирался.

Во второй части диалога (после обвинительного приговора) Сократ говорит о своем наказании. Стоит ли ему самому выбирать себе наказание? Перечисляя все по очереди, он говорит, что все это будет неприемлемо. Вечное заточение он не считает разумным, так как не хочет быть рабом Одиннадцати. Денежная пеня с заключением пока он не расплатится равносильна для Сократа вечному заточению ибо он беден. Изгнание он не приемлет, приводя в довод то, что раз уж сограждане не вынесли его слова и присутствие, то уж другие и подавно не вынесут этого. В конце концов он назначает себе штраф в размере 30 мин с надежными поручителями.

В третей части (после смертного приговора) Сократ произносит заключительную речь. Он не жалеет о том, что защищался именно такими словами, а не другими, которые приятно было бы слышать обвинителям. Он считает что смерть лучше нравственной порчи. Сократ говорит, что убив его они не избавятся от тех, кто будет их обличителями, но лучше не убивать их, а самим стараться стать лучше.
Далее Сократ говорит о том, что провидение не остановило его по ни когда он выходил из дома в суд, ни когда пришел на него. Он начинает рассуждать о смерти. Сократ говорит, что смерть не обязательно зло. Умерев есть два варианта, либо перестать быть чем либо, либо душа переселится в иной мир. Первый вариант это благо, так как тогда это будет похоже на глубокий сон. Второй же вариант подразумевает то, что в другом мире будут уже другие судьи. Те, что судят полубогов. Сократ желает увидеться с теми кто уже давно умер, например с Гомером, Гесиодом, Аяксом. В том мире Сократ по прежнему хочет разбирать людей, кто мудр а кто нет, утверждая то что там за это не убьют, ибо люди там блаженнее чем здешние, к тому же там все бессмертны. Последняя реплика Сократа обращена к мужам судьям. Он говорит что нисколько не обвиняет их, за смертный приговор. Он считает что ему будет лучше умереть и освободиться от хлопот. Сократ просит о том, что если его сыновья будут заботиться о чем либо кроме доблести, то отомстить им за это, преследуя их тем же самым чем Сократ преследовал афинян.

Подводя итог, можно сказать что Сократ во первых говорит о том, что занявшись каким либо делом, необходимо полностью ему отдаться, несмотря ни на что. Во вторых, прежде всего нужно заботится о душе нежели о каких либо материальных благах. В третьих он утверждает то, что смерть это благо в любом случае. Она гораздо лучше жизни.
Сократ в своей речи ясно дал понять что доблесть стоит превыше всего. Смерти не стоит бояться, а в жизни лучше позаботиться о душе нежели о теле.

Отредактировано RiariX (2006-12-16 09:42:14)