Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся
традиционно на восемь групп:
1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики»
первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х
кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» ( «Метеорологика
») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения
включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I
в. до н. э.
3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva
naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и
воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О
длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда
также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.
4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О
передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды
Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы
которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются
разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика».
В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».
6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика»,
из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой
этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая
этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и
порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.
7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. обычно
считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе
Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В
1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым печатается
неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя перипатетическая работа. За
нею идет трактат «О поэзии».
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа
они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в
подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали
в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были
изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения
Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В
нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная
классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.
Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор
предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к
проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний
выступает поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует
критического подхода. Но начнем анализ учения Аристотеля, не углубляясь в детали его
конкретно-научных представлений.

Роль Аристотеля в логике. Аристотель - отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и других древнегреческих философов, но никто из них не создал науки о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Правда, слово "логика" (как существительное) было еще неизвестно философу, он знал лишь прилагательное "логикос" ("относящееся к слову"). Он называл также высказывания, несовместимые с тем, что мы теперь называем логикой, "алога". Слово "логика" (как существительное) появилось лишь в зллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются "Первая аналитика" и "Вторая аналитика".

Но необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля - не самостоятельная специальная наука, а инструмент всякой науки. Это и дало веское основание поздним комментаторам Аристотеля назвать всю совокупность его логических работ органоном, т. е. орудием, орудием всякого знания. Напомним, что "Opганон" включает в себя шесть работ - "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "О софистических опровержениях".. Главными составными частями "Органона" являются "Первая аналитика", где открывается и исследуется силлогистическая форма рассуждения и вывода, и "Вторая аналитика", где говорится о доказательстве и его началах. Особое и весьма важное место в "Органоне" занимает также "Топика".

В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает три фигуры силлогизма (умозаключения) и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.

Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере два - законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего. Законы же тождества и достаточного основания у Аристотеля тоже намечены в учении о научном знании, как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе.

В заключение, можно сказать, что Логика Аристотеля явила собой грандиозное проявление философской мысли. Если бы не догматизация Аристотелевской мысли в средние века, его Логика могла бы стать супер-пупер крутым двигателем, для стремительнейшего развития логики во все времена. Однако, слепое подчинение авторитету философа, привело к тому, что логика застыла в своем столетии на долгие столетия. Однако нельзя ни в коем случае умолять достижение Аристотеля – именно ему мы обязаны такому важному «органону» философии, как логике.