----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::----

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » 7.«Малые» или «сократические» диалоги. Проблема arete и знания arete.


7.«Малые» или «сократические» диалоги. Проблема arete и знания arete.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Более точный смысл выражения <ранний Платон>. Поскольку всякое более раннее время есть та или иная подготовка к более позднему времени, то ясно, что к более ранним произведениям Платона следует относить не само его учение об идеях в зрелой форме, но подготовку к этому учению, анализ только некоторых его сторон, а также обзоры тех или других логических построений, которые имеют предварительный характер, покамест еще в более или менее разбросанной форме, покамест еще частичных и неокончательных.
Отсюда становится понятным и то, почему ранние диалоги Платона именуются в литературе сократическими и почему весь этот период творчества Платона также именуется сократическим.
Дело в том, что Сократ первый отошел от изучения внешней природы и обратился к изучению человека как разумного и морально-общественного существа. А для этого ему пришлось анализировать множество разных понятий, которые раньше выступали у философов в наивном и некритическом виде. Сократ впервые столкнулся с тем, что слова и понятия, которые мы обычно употребляем в повседневной жизни, требуют глубокого анализа, что в них есть и существенная и несущественная сторона, что имеются более общие и более частные понятия и что для философа интереснее всего находить в определенных человеческих представлениях как раз их более общие и более существенные корни. Аристотель, определяя суть сократовской философии, так и говорил, что Сократ, эмпирически обследуя отдельные частности мышления, переходил к <определению общего> (Метафизика XIII 4, 1078 b 27-29), т.е. к тем общим идеям, без которых невозможно и их конкретное использование. Это еще не было платоновским учением об идеях. Но это уже было весьма существенной к нему подготовкой. Сначала нужно было выявить, что само мышление в отличие от раздробленных ощущений требует установления тех или иных общностей, без которых невозможны ни наука, ни искусство. А уже потом на основании этого сократовского учения об общих категориях Платон подробно разовьет свою теорию о соотношении общего и единичного как в мышлении, так и в бытии. Поэтому обозначение ранних произведений Платона как сократических имеет безусловное оправдание, но не следует смущаться выступлением Сократа также и в зрелых диалогах Платона, где он проповедует уже не то начальное учение об идеях, о котором мы сейчас сказали, а гораздо более зрелую и уже чисто платоновскую теорию.

0

2

Проблема arete - добродетели

Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и  знания,  если  бы  в
нем,  наряду  со  смертным  телом,  не  было  бы  бессмертной  души.  Именно
благодаря божественной душе  человек  приобщается  к  божественному  знанию:
подобное познается  подобным.  Кроме  того,  душа  —  хранительница  знаний,
приобретенных ею ранее в вечных странствиях в этом и том мире;  человеческое
же познание — это, по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях.
    Истинное  познание  -  познание  посредством  понятий  —  доступно,  по
сократовской  концепции,  лишь  немногим,  мудрецам,  философам.  Но  и   им
доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее.  Мудрость  -  это
знание, но человек не в силах знать все. «...Человеку —  говорил  Сократ,  —
невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает,  в  том  он  и
мудр». Сократовское положение о мудрости знания человеческих  границ  своего
знания и незнания— «я знаю, что ничего  не  знаю»  —  как  раз  и  фиксирует
отношение человеческого познания к божественному разуму. Эта  позиция  имела
как  бы  два  облика:  уничижительно-скромный  -   в   своём   обращении   к
божественному знанию, критично-ироничный - к человеческому знанию.
    Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему.
Чётко  было  обозначено  Сократом  и  единственно  верное,  по  его  мнению,
направление усилий человека – познание  и  действование  на  основе  знания.
Знания о человеке, формах его индивидуальной,  общественной  и  политической
жизни, его душе и теле, пороках и добродетелях и  знания  обо  всём  мире  в
целом – это, по  Сократу,  не  различные  знания,  а  лишь  различные  части
единого знания об  истине  бытия.  Поэтому  приближение  к  этому  истинному
знанию — цель не только для специально  философского  поиска  истины,  но  и
жизненный долг каждого человека, стремящегося к  разумной  и  добродетельной
жизни. Философское, да и всякое иное познание при таком сближении  знания  и
добродетели, гносеологии  и  этики  предстает  в  качестве  путеводительницы
человека указующей ему нужные жизненные ориентиры.
    Как видно  из  вышесказанного,  Сократ  рассматривал  процесс  познания
весьма  конкретно:  на  примере  знания  о  том,   что   есть   добродетель,
справедливость и сам человек.

    Тремя основными добродетелями Сократ считал:
      1.  Умеренность  (знание,  как  обуздывать  страсти),  “Ничего  сверх
          меры”;
      2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности);
      3.  Справедливость  (знание,  как  соблюдать  законы  божественные  и
        человеческие).

Все добродетели человека, в конечном счете, определяются умением различать Добро и Зло. Зная смысл такой добродетели как мужество, человек, по убеждению Сократа, будет во всех отдельных случаях вести себя мужественно. А зная суть Добра и Зла, человек, согласно Сократу, станет проявлять добродетель во всех возможных формах. Как видим, знание добродетели у Сократа совпадает с самой добродетелью, т. е. нравственным поведением человека. По сути нравственность, с этой точки зрения, невозможна без понятия о ее основах, а овладев таким понятием, человек не может поступить безнравственно. В таком сближении и даже отождествлении знаний и поступков в нравственной сфере заключается своеобразие позиции Сократа, из-за чего эту позицию часто называют этическим рационализмом.

0


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив ИЗФ » 7.«Малые» или «сократические» диалоги. Проблема arete и знания arete.