В чем отличие "ионийской" и "италийской" ветвей досократической философии? 
  Досократическая мысль существует в виде двух ветвей, двух интеллектуальных традиций-ионийской и италийской философий.
  Все зачинатели философской мысли являются уроженцами Ионии – наиболее развитой и процветающей области Греции VI века до Р.Х. Здесь возникает и первая философская школа – милетская. Творчество ионийских философов объединяют понятием ионийской философии. Это первая ветвь ранней греческой философии. К ионийской философии относят милетцев Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и эфесца Гераклита. Близко к милетцам стоит, продолжая их философскую традицию, другой уроженец Ионии – Анаксагор, который, однако, свою сознательную жизнь проводит в Афинах и становится первым из афинских философов.
  При многих различиях в учениях милетских мыслителей, в их ключевых идеях есть немало сходного, что и позволяет рассматривать их как единую философскую школу. Основные моменты, характерные для мысли милетцев, таковы:

1. Постановка вопроса "что есть все?" и выделение исходя из него космогонической проблемы.

2. Представление о том, что в основе всего многообразия мира лежит единое бытие.

3. Мироздание – внутренне упорядоченный, целостный космос – представляет собой единый живой организм.

4. Коль скоро в основе всего многообразия сущего лежит нечто единое, то должна быть решена проблема возникновения Многого из Единого.

В русле этой установки милетская мысль создает две концепции возникновения:

а) возникновение путем соединения и разъединения разнокачественных начал (Анаксимандр);

б) возникновение путем сгущения и разрежения исходной субстанции (Анаксимен).

  В понимание бытия милетцы ввели несколько важных установок (принципов), значение которых выходит за пределы отдельного учения: они стали общим достоянием античной мысли и в той или иной форме воспроизводятся в последующих философских системах. Это:

5. Принцип оживотворенности сущего: "быть" – значит "быть живым". Иными словами: нечто существует лишь настолько, насколько оно живое – насколько приобщено к Жизни и имеет ее в себе. Поэтому Бытие и Жизнь – едины. Душа – бессмертна, то есть является наиболее емким и непосредственным воплощением Жизни (Фалес).

6. Принцип трансцендентности (запредельности [миру]) первоначала. Бытие больше того, что мы находим в мире. Сам мир и все наличное в нем, является порождением бытия, которое его превосходит ("объемлет"). Это Объемлющее нельзя определить по меркам мира и через его качества. Свойства Объемлющего – превосходное над тем, что присуще мирозданию: бесконечное, вечное, бескачественное, неуничтожимое и т.п. (Анаксимандр).

7. Принцип универсального вселенского закона. Все существующее подчинено закону справедливого воздаяния. (Анаксимандр).

8. Принцип единства микро- и макрокосма. Человек есть микрокосм, который подобен мирозданию (макрокосму). Целостность человеческого существа, равно как и целостность мироздания, сохраняется их душой (Анаксимен).
  Для ионийской философии, в отличие от италийской, характерны: эмпиризм, сенсуализм (разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение-из опыта), интерес к конкретному многообразию чувств мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира. Они считали, что разум важнее чувств, поэтому в Греции кроме философии развивалась математика.
  Некогда Иония была заселена выходцами из Балканской Греции – ахейцами, которые спасались бегством от дорийского нашествия. В конце VI в. до Р.Х. уже над ионийскими городами нависает угроза порабощения со стороны персов. Спасаясь от власти персидского царя, многие жители Ионии покидают родину и переселяются в другие края, прежде всего в Южную Италию. Не стали исключением и философы. В италийский город Кротон переселяется Пифагор, родившийся на острове Самос. Так же поступает и Ксенофан из Колофона, ставший учителем Парменида. Так возникает вторая важнейшая ветвь раннегреческой философии – италийская. Кроме названных Пифагора и Ксенофана, к ней относят представителей элейской школы – Парменида и Зенона, а также Эмпедокла.
  Для италийской философии характерны: преобладание рационально-логического начала над чувственным, интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей. Их принцип: "живи незаметно".
Парменид заявил, что бытие едино, неподвижно, неизменимо, конечно и, что "небытие существует" все равно, что "существует несуществующее", и если нет небытия, то ничего не может исчезнуть, все неизменимо. Парменид говорил, "что я не могу помыслить, то не существует", чувства не нужны, главное ум.