11.Неоплатонический принцип троичности (учение о трех ипостасях). Проблема эмана-ции.
В неоплатонизме триада единое – ум – душа доводится до космического масштаба, от Ари-стотеля добавляется учение об «уме-перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал как субъект и объект.
1. первая ипостась - Единое как трансцендентное начало, которое выше всех категорий. С этим связана такая идея как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувствен-ному – экстазу. Также это Благо, Начало; оно создает все остальное, ни в чем не нуждаясь. Оно не есть сущее, оно за его пределами, поэтому наши определения условны, нам не дано в понятиях или определениях постичь природу Единого. Мы можем сказать о нем путем отри-цания, когда отрицаем определения, принадлежащие более низким уровням.
Единое не есть сущее, не есть ум и не есть душа. Оно лишено всяких составных частей, сложности, оно предельно просто, лишено всякой формы, количественной и качественной определенности, покоя и движения, не находится ни в каком месте, ни в каком времени, к нему не приложимы законы логики. Оно причина самого себя, оно цель всего существующе-го, желающего вернуться вновь к Единому. Оно вне мышления и не мыслит себя самого, ему чужда всякая деятельность. Оно не может познаваться научным рациональным знанием, единственный путь его познания – сближение, созерцание, особое эротическое состояние души.
2. вторая ипостась – Ум, первое порождение Блага и его непосредственный образ, это второй бог, который зависит от первого. Ум – первая двоица, первая множественность: он мыслящее и мыслимое, но в божественном уме происходит совпадение субъекта и объекта, между ними нет различия (так находит отражение парменидовский принцип о тождественности бытия и мышления). Ум является образцом для всех вещей в нашем мире. В нем содержатся все идеи, т.к. они и есть истинно-сущее, то ум есть полнота истины и бытия, истинно-сущим. Идеи на-ходятся в самом уме, а не вне его. Деятельность ума заключается в созерцании себя самого, т.е. полноты истины, всего умопостигаемого мира. Он есть вечность, в нем нет прошлого и будущего, только настоящее. В умопостигаемом мире нет никаких изменений, он тождестве-нен. Наряду самим с собой ум может мыслить Единое.
3. третья ипостась – душа, она происходит из ума, из нее возникает мировая душа. И еди-ничные души. Душа – выражение и осуществление Ума. Часть всеобщей души, ставшая ми-ровой душой, - организующий принцип чувственной вселенной, она объединяет вещи. Душа разумна, кроме того в ней есть ощущающая и производящая части, т.е. природа и естество. Т.о. она занимает промежуточное состояние между умом, к которому она стремится и ми-ром, который она оживляет и соединяет. В душе присутствуют логосы, разумные основания всего, что происходит в чувственном мире.
В последствии ученики и последователи Плотина подробно производят раздел трех уровней бытия, появляются бесконечные триады.
Потом это учение о троичности перейдет в христианское учение и найдет свое воплощение в арианской ереси, согласно которой между тремя ипостасями Бога существует субординация: Бог-Отец соотносится с Единым, Бог-Сын – с умом, а Святой Дух – с душой.
Эманация – истечение, происхождение множества отдельных вещей от Единого, каждая сте-пень эманации характеризуется уменьшением полноты Единого. Каждый уровень бытия творит, более низкий уровень бытия – отражение более высокого, он зависит от него. про-цесс создания Плотин сравнивает с истечением. Единое творит все, не претерпевая ни ма-лейшего изменения и ослабления, словно солнце, испускающее лучи. Так иллюстрируется непроизвольность творения, когда источник творения создает все не по своей воле, но от пе-реизбытка творческой потенции. Другой образ – отражение, само отражаемое никак не за-трагивается фактом отражения в другом. Процесс созидания подчинен необходимости на всех уровнях, все бытие пронизывает отношение причастности. Каждый уровень причастен более высокому и зависит от него как от причины. Процесс создания не подчинен времени, он вечен.