Вопрос 20. Постановка проблемы времени (XI книга «Исповеди»)
Аврелий Августин (354 – 430)
-Вечность – время, но вечность =/ (не равно) время
-Быть в вечности – предикат Бога
-Августин был креационистом: Бог творит мир (свободный акт воли), причем до сотворения мира ничего не было
-Процесс сотворения мира единовременен и вечен – парадокс для ограниченного человеческого разума
-Бог включен в мир
мир существует во времени
мое личное время существует в «большом» времени
-Время не может быть отнесено к сущности мира – его нельзя зафиксировать
-Время – творение Бога
-Августин открыл человеку историю как направленный процесс:
прошлое – настоящее – будущее
до Августина время воспринималось циклическим
-Время ограничивается вечностью
-Прошлого нет, будущего нет (см.конец XI и XIV части XI книги «Исповеди», если нужна цитата)
прошлое – то, что уже было, будущее – то, что еще будет, а настоящее нельзя измерить (в бытийном смысле)
-Время управляется Богом – он «отвечает» за смену дня и ночи и т.д.
-Все подчинено Божьему вечному Слову и вечному Разуму
-Бог создал время и был до времени
-Время не есть движение тел, но тела могут двигаться только во времени. Отсюда – предложил ввести систему отсчета
-Основная проблема – отсутствие существования трех времен – прошлого, настоящего и будущего. Решение проблемы, которое предлагает Августин – называть время «настоящее прошедшего», «настоящее настоящего» и «настоящее будущего». Утверждал, что все три времени (н.п., н.н., н.б.) существуют только в человеческой душе. Именно душа и ждет, и внимает, и помнит (ждет будущее, внимает настоящему и помнит прошлое). Соответственно, 3 времени существуют только в душе.