Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской
империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных
источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия,
прежде всего, в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник
- Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее
становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви",
которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию
и прежде всего на идеи Платона.
В патристике выделяется три этапа:
1) апологетика (II-III в.в.) (или «ранняя патристика»), сыгравшая важную роль в оформлении
и защите христианского мировоззрения;
2) классическая патристика (IV-V в.в.) (или «зрелая патристика»), систематизировавшая
христианское учение;
Ранняя Патристика традиционно подразделяется на 2 этапа. К первому этапу (2- нач 3 в.) относится творчество наиболее ранних мыслителей святоотеческой богословской культуры, заложивших фундамент будущей христианской догматики (апостольские отцы и ранние отцы апологеты). Например Юстин Мученик, Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский. Ко второму этапу ( кон.2 – 3 в.) относится творчество ряда христианских писателей – авторов первых в истории средневекового европейского самосознания универсальных теологических систем (Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген).
Зрелой Патристикой называют эпоху в истории христианского богословия между первым Никейским собором (325 г.) и Халкидонским (четвертым) (451 г.). В это время христианская церковь впервые становится церковью государственной (380 г.), а патристика достигает своего наивысшего расцвета. Среди авторов классической патристики нужно в первую очередь выделить такое имя как Аврелий Августин (354-430 гг.). Так же стоит упомянуть таких теологов-философов как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский.
Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование.
Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.
Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности. Первый период ярко представляет И.С. Эриугена (ум. ок. 877 г.); второй - Ансельм Кентер-берийский (ум. в 1109 г.) и Пьер Абеляр (ум. в 1142 г.); третий - Фома Аквинский (1225-1274) и Бонавентура (1221-1274); четвертый - В. Оккам(ок. 1285-1349).
Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».(Подчинение мысли авторитету догмата, в соответствии с формулировкой Петра Дамиани (11 в.) «философия есть служанка богословия»).
Основные черты.
1) Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания,
активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на
познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология;
ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные
частные и прикладные науки.
2) Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в
соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу,
тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
3) Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в
соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и
поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение -
в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
4) Авторитет священных Писания и Предания
5) Догмат как основа философии
6) «Верующий разум» (Августин: «верую, чтобы уразуметь, разумею, чтобы веровать»)
7) Осознание историчности человеческой экзистенции.