ИЗФ 8 Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику.
ИЗФ 8 Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику.
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22007-04-22 19:15:09
8. Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику.
Школа эпикурейцев является одной из философских школ эпохи эллинизма. Её основателем является Эпикур, родившийся в 341 году на острове Самос. Эпикур заинтересовался философией в 14 лет, ознакомившись с сочинениями Демокрита. В 307 г. в Афинах Эпикур и создаёт свою школу, получившую название «Эпикурейский сад» (школа располагалась в саду Эпикура). Школа существовала долгое время, пока в IV в. н.э. не была вытеснена христианством. Основные источники, которыми мы можем руководствоваться в связи с философией эпикурейцев, это «Письмо к Геродоту» Эпикура, освящающие взгляд философа на гносеологию и физику, «Письмо к Пифоклу», «Письмо к Менею», касающееся этического учения, «Главные мысли». Кроме того, существуют различные фрагменты и изложения других писателей, благодаря которым мы также можем судить о наследии Эпикура.
Традиционно учение этой школы подразделяют на три части: каноника (теория познания), физика и этика.
Каноника эпикурейцев. По мнению Эпикура, учение о познании невозможно отделить от учения о природе. Изучение природы и должно научить познанию, рассуждению и речи. Физика есть канон для познания всего, к ней восходят все суждения о вещах, она отличает истину от лжи, а не логические правила. Эпикур отрицает диалектику, не занимается разработкой учения о силлогизме и выводе, пренебрегает учением об определении родовых и видовых понятиях. Поэтому каноника, учение о правилах познания (см. «О критерии, или канон» Эпикура) есть неотъемлемая часть физики
Критерии истины по Эпикуру:
1.ОЩУЩЕНИЯ.
• Ничто не может убавить и прибавить к его показаниям
• Неопровержимы
• Всякое мышление возникает из них благодаря их сходству, подобию и т.д.
• Показывает то, каков предмет на самом деле
• От твёрдых предметов незаметно для нас (в связи с появлением всё новых слоёв у вещей) отделяются оттиски (отпечатки, образки), подобные им по форме, сохраняющие положение и порядок вещи, но более тонкие, чем они сами. Образки разносятся в окружающей среде, могут перемешаться между собой, попасть в нас, в результате чего мы видим и мыслим. Отпечатки создают в нас впечатление единого и непрерывного предмета, от которого они отделились. Другие оттиски действуют непосредственно на ум. Сами по себе образы всегда истинны, т.к. правильно отображают положение и порядок атомов на поверхности твёрдых тел, но в связи с тем, что иногда в образах происходит смешение правильного порядка атомов, а также смешение образов различных вещей, то считать их соответствие исходным телам правильным – неверно. Поэтому, хотя все образы реальны и истинны, мы должны проводить различия между образами, отражающими сами вещи, и соединениями в один образ множества образов.
• Всегда истинны, но мнения и суждения о них могут быть и истинны и ложны.
• От них заключаем к тому, что для нас неясно и неочевидно (суждение)
Вывод: философия не должна отказываться от общих суждений, но постоянно проверять их ощущением как самым очевидным в нашем познании.
2. ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ.
• Память о многих однородных ощущениях одного и того же объекта
• Первое и наиболее ясное для нас значение слова, их которого нам всегда нужно исходить и которое основано только на закреплении повторяющихся ощущений и формировании на их основе ясного образа вещи
• Предваряющее исследование знание
• Коренятся в наших ощущениях и суммируют их
• Ему противопоставляют «ложное понимание»
Таким образом, эпикурейская теория познания проста и полна новаторства. В этом смысле Эпикур является первым последователем сенсуализма. Чувства дают нам истинную картину предмета, рациональное познание же производно. Предвосхищения есть понятия, которые имеются.
Физика эпикурейцев. В основе её ряд положений, которые не противоречат и согласуются с ощущениями, хотя и не даны в них. Отрицание этих положений ведёт к невозможным заключениям.
1. Из ничего не может возникнуть что-либо.
2. Уничтожение вещей есть лишь их разложение на составные элементы.
3. Вселенная всегда была такой, какая она есть, и такой и будет.
Вселенная – совокупность тел и пространства. О существовании первых мы знаем из ощущений, а пространство мы предполагаем, чтоб объяснить возможность движения тел. Вселенная бесконечна, в ней бесконечное количество тел и бесконечная пустота. Она не возникает и не уничтожается.
О пространстве (пустоте):
• Не действует
• Не подвержена воздействию
• Даёт телам пространство для движения
• Беспредельна
• Существует и в нашем мире, и во всей Вселенной
О телах:
• 1.Сложные и 2.те, из которых сложные состоят
• 2-ые: неделимы, неизменяемы, неразрушимы и не имеют в себе никакой пустоты
• 1-е: имеют в себе пустоту
• Форма, цвет и величина не есть составные части тел, а их существенные свойства. Им противопоставлены случайные свойства, которые не всегда сопутствуют телу и не определяют его природу
Об атомах:
• На них ничто не может воздействовать
• Всё производят благодаря твёрдости и противодействию друг другу
• Не могут быть увидены нами
• Бесконечное количество их видов, их самих →бесконечное число миров
• Им свойственно вечное движение, не имеющее начала. В нём они сталкиваются, образуя атомарные соединения
• Форма, вес, величина- их качества в воспринимаемом нами мире
• Ограниченное и определённое тело не может состоять из бесконечного множества атомов
• В пустоте движутся с одинаковой большой скоростью, пока не столкнутся друг с другом
• Столкновение происходит, т.к. каждый атом в какой-то минимальный момент времени начинает отклонение от линии своего движения (→преодоление необходимости судьбы). Отходит от детерминизма атомистики Демокрита.
О душе:
• Состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму, и похожее на воздух с примесью тела
• В ней есть ещё более тонкая часть, которой и принадлежат ощущения. Она воспринимает то, что происходит с остальной душой и физическим телом. Она «покрыта» всем остальным организмом, что позволяет ему участвовать в деятельности ощущений
• При распаде всего тела распадается и рассеивается
О богах:
• Не отрицается их существование
• Знание их ясно и очевидно, написано в душах людей
• Это знание появляется у нас, благодаря их образам, посещающим нас во сне
• Образы, производимые атомами в промежутках между мирами
• не твёрдые тела, а контуры или формы, постоянно заполняемые новыми тончайшими атомами
• Антропоморфны
• В силу принципа равновесия должно быть и бессмертное, каковым они и являются
• Признание определённых положений о них – начало блаженной жизни
• не управляют миром, не вмешиваются в человеческие дела
• божество – блаженное и свободное, пребывающее вне мира, проводящее всё время в беседах и размышлениях, идеал, к которому нужно стремиться к человеку, чтобы достичь счастья.
Все миры и все тела образовались из особых скоплений атомов, в них они и разрушаются. Никакой необходимости не заключено в том, что возник именно такой космос, а не другой. Никакая бессмертная и блаженная сила не может заботиться о космосе и упорядочивать его. Изучение природы избавляет от страхов и даёт блаженство. Однако совсем необязательно стремиться к точности в частностях физического знания.
Этика эпикурейцев.
• Цель – определение блаженной и счастливой жизни
• Основы счастья – надлежащее понимание божественной природы и отсутствие страха перед смертью
• Страх смерти – самое страшное зло. Избавившись от него, мы избавимся и от других бед
• Высшая цель счастливой жизни – телесное здоровье и невозмутимость души
• Удовольствие – то, чем мы меряем всякое благо. Оно есть первое и прирождённое нам благо
• Не имеется в виду удовольствие развратников, гурманов, любителей праздности
• Мы должны выбирать те удовольствия, которые ведут к большему количеству удовольствий, и избегать тех, которые ведут к страданиям и болезни
• Удовольствия делятся на удовольствия покоя и удовольствия движения. Первые – невозмутимость и отсутствие телесных страданий. Вторые – радость и веселье. Первый вид лучше, т.к. в нём уже достигнута конечная цель счастливой жизни. Второй может сопровождаться страданием.
• Основные удовольствия телесны, а духовные полностью к ним сводимы, однако могут быть интенсивнее их.
• Не всякое желание следует удовлетворять.
• Желания делятся на «естественные необходимые» (желания пищи и одежды), «естественные, но не необходимые» (желание плотской любви) и «пустые» (желание роскошной одежды и изысканной пищи).
• Для счастливой жизни необходим выбор, возможный только с рассуждением и разумением. Поэтому разумение – величайшее благо
• Этика индивидуалистична
• Мудрец никогда не будет стремится к общественной жизни, т.к. она волнует и беспокоит душу
• «Живи незаметно»