"Федр".
Учение о душе в диалоге Федр.
Продолжая развивать учение об идеализме, Платон окончательно отделяет идею от материи, и в качестве идеи человека предлагает душу. Душа - есть самодвижущееся и бессмертное начало.
Так же приводится живописнейшая метафора, представляющая душу человека в качестве колесницы, запряженной двумя конями. Один конь статный, красивый, белый и послушный, другой же, черный — воплощающий яростное начало человека — непослушен и некрасив. Возница — это разумность человека, самоконтроль и самоуправление его, которое и позволяет управлять конями.
Души людей обитают на небе, где все насыщено знанием и представляет собой область, по которой постоянно проезжают вереницы колесниц — душ, в главе с богами — идеальными существами, чья связка материи и идеи совершеннна. Боги передвигаются на идеальных  круглых колесницах, в которую запряждены два белых статных коня.  Таким образом, говоря о богах, Платон впервые говорит о существовании идеальных существ. Суть перемещений по небесной области - наблюдение за областью занебесной. Это бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подвластная только умозрительному исследований и истинное знание направлено  на нее. И именно степень познания этой области во время пребывания на небе дифференцирует души после падения в земное тело. Это падения рано или поздно случается с каждой человеческой душой, и имеет место быть из-за существования черного непослушного коня. Как уже было отмечено, все души после падения в зависимости от познаний попадаеют в разные категории людей. 
Перечисляется 9 разрядов душ в убывающем порядке, в зависимости от небесных видений: философ, законопослушный царь, государственный деятель, гимнаст и врач, прорицатель, поэт или вообще подражатель, софист или демагог, тиран. Все души каждое тысячелетие воплощаются в земном теле и подвергаются суду за прожитую жизнь, возвращаясь на небо только через десять таких тысячелетий. Исключение составляют лишь видевшие истинное бытие; падая на землю, они становятся философами, любителями красоты, преданными Музам и Эроту, и после трех таких перевоплощений уже навсегда остаются на небе вместе с богами, совершая обычное небесное кругообращение
Таким образом, даже человека Платон рассматривает с позиций идеалистической философии, разделяя ее не просто на материю и идею(душу), но и саму душу делит на составляющие (возница и два коня). Теория этой тройственности позже легла в основу его политического строя в "Государстве".