Биография.
Был родом из города Клазомен. Ученик Анаксимена и учитель Перикла.
Отличался знатностью рода и богатством, но отказался от наследственного имения в пользу родственников.
За свое учение о том, что Солнце – раскаленная крица железа, был приговорен к смертной казни. За него вступился Перикл и смертную казнь заменили штрафом в 5 талантов и изгнанием из Афин. Анаксагор уехал в Лампакс, где и умер.
Учение.
В самом начале, по мнение Анаксагора, все сущее было перемешано во всем и объято аэром (туман) и эфиром. Эта смесь всего во всем оставалась неподвижной в течение долгого времени. Затем, благодаря Уму (нус) началось круговращение вещей, в результате которого выделились гомеомерии – подобочастные маленькие тельца, упорядоченные Умом и образующие Вселенную.
Каждая гомеомерия, подобно Вселенной, содержит в себе все вещи и даже не просто бесконечные (по числу), но и бесконечное число раз бесконечные.
К этому выводу Анаксагор пришел, полагая, что ничто не возникает из не-сущего и что все питается за счет себе подобным, ведь все возникает из всего.
Из всех сущих только Ум, по мнениею Анаксагора, простой, беспримесный и чистый. Господствует над материей и сам не смешан с ней. Ум – причина всего прекрасного и правильного, ему присущи познание и движение.
«Ум же есть нечто неограниченное, самовластное и не смешан ни с одной вещью, но – единственный – сам по себе, » - пишет Анаксагор.
Далее произошло отделение плотного, влажного, холодного и темного, которое сошлось туда, где теперь земля, а разреженное, горячее, сухое и светлое ушло в даль эфира. Подобное стремится к подобному и происходит соединение сходного, но окончательного обособления сходных элементов не будет, так как полностью ничто не выделится и не отделится одно от другого, кроме Ума.
Позже произошло замедление круговращения космоса и в нем теперь участвуют только звезды, Солнце, Луна, а так же выделяющиеся аэр (темный воздух) и эфир.
Земля же пребывает неподвижной в центре Космоса, имеет плоскую барабанобразную форму, поддерживается находящимся под ней воздухом.
Анаксагор дает характеристики небесным светилам. Солнце – раскаленная крица железа, звезды – раскаленные камни. На Луне есть поселения, ровно как холмы и овраги. Свет у Луны не свой, а от Солнца.
Ощущения, по мнению Анаксагора, происходят по принципу противоположности (воспринимающего и воспринимаемого), так как подобное не испытывает воздействия подобного. Всякое ощущение сопровождается болью.
Над людьми не промысла богов, всеми человеческими делами правит случай.
Все животные, считает Анаксагор, обладают деятельным разумом, но не обладают речевыми способностями – «переводчиком разума». Человек – самое разумное из всех животных.
Таким образом, философия Анаксагора – это возвращение к традициям Милетской школы, попытки рационально, не прибегая к мифологии, и умозрительно объяснить явления природы.