о Пармениде
Парменид был уроженцем Элеи, что в Южной Италии; расцвет его деятельности приходится на первую половину V века до н. э. Парменид находился под влиянием Пифагора, но о силе этого влияния можно только предполагать. Историческое значение Парменида состояло в том, что он изобрёл форму метафизической аргументации, которая в том или ином виде может быть обнаружена у большинства последующих метафизиков, включая Гегеля. Часто говорят, что Парменид изобрёл логику, но в действительности он изобрёл метафизику, основанную на логике.
Учение Парменида изложено в его поэме "О природе". Он счита6ет чувствва обманчивыми и рассматривает множество чувственных вещей как простую иллюзию. Единственное истинное бытие - бесконечное и неделимое "Единое". Оно понималось Парменидом н так, как мы пониамем Бога, он, по-видимомоу, мыслил его материальным и протяжённым, ибо он говорит о нём как о шаре. Но Единое не может быть разделено, потому что оно в своей целостности находится всюду.

САБЖ
Парменид делит своё учение на две части, которые он соответственно называет "путь истины" и "путь мнения". "Путь истины" излагается в первой части "О природе", "путь мнений же" - во второй. 
Изначально для Парменида теоретически мыслимы 2 допущения :
1) Нечто "есть и не может не быть" - это есть "сущее" и "бытие"
2) Нечто "не есть и может не быть" - это "не-сущее" и "небытие"
Первое допущение приводит на "путь убеждения и истины"; второе должно быть сразу отброшено как "совершенно непознаваемое", ибо "то, чего нет, нельзя ни познать, ни высказать". Отрицание существования чего-либо предполагает знание о нём и тем самым - его реальность. Отсюда выводится принцип тождества бытия и мышления: "Мыслить и быть - одно и то же", "одно и то же мышление и то, о чём мысль, ибо без сущего, в котором она высказана, тебе не застать мышления"...
Наиболее существенное, что сохранилось из его учения о "пути истины", состоит в следующем:

Одно, непрервыное...
Как и откуда оно выросло? Из не-сущего ["того, чего нет"] ?
Этого я не разрешу
Тебе высказывать или мыслить, ибо нельзя не высказать, ни помыслить:
"Не есть"...
<...>
Каким образом то, что есть [~сущее-сейчас], могло бы быть потом?
Каким образом оно могло бы быть-в-прошлом [или: "стать"]?
Если оно "было" [или: "стало"], то оно не есть, равно как если ему [лишь] некогда предстоит быть.
Так рождение угасло и гибель пропала без вести.
<...>
Одно и то же - мышление и то, о чём мысль,
Ибо без сущего, о котором она высказана, Тебе не найти мышления. Ибо нет и не будет ничего,
Кроме сущего...

Сущность этого довода состоит в следующем. Когда вы думаете, то думаете о чём-либо, когда вы употребляете какое-нибудь название, то это должно быть названием чего-либо. Следовательно, и мышление, и речь требуют объектов вне себя. И посколько вы можете говорить о вещи всегда, то то, о чём вы говорите, существует везде и всегда, следовательно, изменение недопустимо.
(В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом).
Во второй части поэмы Парменид говорит о  "пути мнений" смертных. Здесь он излагает свою космологию. Мир "мнения" не вполне нереален и ложен: он "смешан" из бытия и небытия, истины и лжи. Смертные, говорит Парменид, различают две "формы" вещей. С одной стороны, это "свет", или "эфирный огонь", светлый, разрежённый, всюду тождественный самому себе ("бытие"). С другой стороны, это тёмная "ночь" - "холодное", или земля. Все вещи причастны "свету" и "тьме", либо являются смесью того и другого. Вместе с тем "ночь" есть всего лишь отсутствие "света", и утверждение этой "формы" вещей в качестве самостоятельно существующей является главной и поистине роковой ошибкой смертных. Космос один и со всех сторон окружён сферической оболочкой. Он состоит из ряда концентрических колец, или "венцов", вращающихся вокруг мирового центра. Боги трактуются Парменидом как аллегории небесных светил, стихий, страстей и т. д. Традиционная мифология и религия, с точки зрения Парменида, также является следствием ложного допущения существования небытия, или  "множества": подлинно существует только одно "бытие", а многоликие олимпийские божества - только "мнятся".

Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия:
1) бытие не возникло
непосредственно следует из невозможности небытия, из которого "бытие" могло бы "родиться", или в которое, уничтожившись. "бытие" сумело бы "перейти".
2) бытие не подвержено гибели
о нём нельзя сказать, что оно "было" или "будет", так как "оно есть всё вместе, одно, сплошное".
3) бытие целокупно, т.е. не состоит из многих частей
неделимо и однородно, так как признание неоднородности и делимости потребовало бы допущения пустоты ( то есть "того, чего нет")
4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности
5) бытие неподвижно
вечно прибывает на одном и том же месте
6) бытие закончено или совершенно
"ни в чём не нуждается"
Все эти свойства бытия необходимо вытекают из несуществования небытия, ибо только при наличии небытия само бытие может иметь момент рождения и момент гибели, может состоять из многих частей и не быть единственным, может двигаться и не быть законченным. В силу же отсутствия небытия бытие обладает как раз совсем противоположными свойствами.