Атомизм - натурфилософское и физическое учение, созданное в 6-5 вв. до н.э. представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и Демокритом Абдерским.
Левкипп (5 в. до н.э.) выдвинул основные принципы атомистической философии. Он признавал, что существуют только атомы (сущее) и пустота (не-сущее). Атомы - это бесчисленные, неделимые физически, но не геометрически частицы, отличные друг от друга теплотой (самые горячие атомы - сферические, из которых состоит огонь), формой (бесконечно разнообразна; от формы сцепления атомов зависят формы сцепления вещей) и размером. Левкипп утверждал, что атомы являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Существование пустоты делает возможным движение атомов. Демокрит полагал, что множества атомов порождают вихри и затем миры. Более крупные атомы собираются в середине космоса и формируют плоскую землю. Этот процесс - равно как и образование небесных светил из воспламенившихся атомов - закономерен и необходим.
Демокрит (460 до н.э.-370 до н.э.) полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще и величину и тяжесть (Демокрит признавал тяжесть как следствие того факта, что атомы имеют некий размер, также и величина не дает качественной характеристики атомов). Каждый атом непроницаем, так как не содержит пустоты; не разрушим, внутренне не изменен и представляет собой фактически единое (качественно однороден).
Основной источник развития - это движение, которое, по Демокриту, присуще атомам в естественном состоянии( а гарантия возможности движения - существование пустоты). Движение передается столкновением, в результате которого атомы соединяются, держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Следует заметить, что единственно возможной формой движения у Демокрита признается чисто механическое движение (развитие Вселенной, порядок мира, все сущности определены механическим движением атомов). Таким образом, в системе Демокрита нет места для объективного существования "случайности", сама "случайность" объясняется незнанием причин определенного явления.
Сведения относительно взглядов Демокрита на познание, которые дошли до нашего времени, иногда противоречат друг другу. Одно ясно, что Демокрит отбрасывает негативное отношение к чувственному познанию, как это было у элеатов. Демокрит понимает процесс познания , состоящим из двух ступеней: чувственное познание - это некая низшая ступень познания, знакомящая нас с окружающим миром явлений; рациональное же познание помогает подойти к познанию "истинной сущности" (т.е. познанию атомов).
Основным принципом существования человека Демокрит считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного состояния духа, лишенном страстей и крайностей (состояние гармонии и покоя). Все зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания, следовательно, устранение проблем лежит в приобретении знаний.