Государство, по Платону, возникает потому, что человек, как индивид, не может обеспечить удовлетворение своих потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он обрисовывает такое государство, которое стремится к «справедливости». Эта справедливость государства Платона заключается в том, что каждый выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других людей, притом, что это диктуется соответствием каждого человека его природой.
Идеальное государство возникает как общество 3-ех социальных групп:
1) Правители – мудрецы-философы;
2) Группа воинов (или стражей), задача которых состоит в обеспечении безопасности государства (как внешней, так и внутренней, т.е. они являются и военными, и полицейскими);
3) Производители – земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей.
Эти три группы, в целом, соответствуют трем частям души, о которых говорится в диалоге «Федр». У философов преобладает разумная часть (высшая), у воинов определяющей частью является воля и благородная страсть (средняя), у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения (низшая), которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.
Трем «сословиям» соответствует и три из четырех основных добродетели. Мудрость – философам, храбрость – воинам, умеренность – народу. Четвертая добродетель – справедливость – не относится к какой то определенной группе, но является, как бы, «надсословной» и управляющей, определяющей добродетелью.
Важную роль играет воспитание, включающее гимнастическое и мусическое воспитание. Эти понятия рассматриваются в более широком смысле, чем сейчас. Гимнастическое – мы можем назвать атлетическим, сюда входит общее телесное развитие. В мусическое – обучение чтению, письму, арифметике, геометрии, астрономии, теории музыки и т.д. Этот уровень достаточен для воспитания стражей. Затем наиболее талантливые продолжают обучение философии, и в частности «диалектики». Таким образом, наиболее проявившие себя люди, могут перейти из одной группы в другую (т.е. деление на группы хоть и строго, но существует социальная мобильность).
С позиций своего идеального государства, Платон классифицирует существующие государственные формы. К извращенным формам он относит Тимократию (власть военных вождей), Олигархию (власть богатого меньшинства), Демократию (народа, неблагородного демоса) и Тиранию (захватившие власть Демагоги, обращают собственный народ в рабство, «Тирания – рабство у рабов»).
ИЗФ. Вопрос 13. Платон, Государство: Устройство идеального гос-ва...
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12006-12-16 15:52:06
Страница: 1