2. Значение софистов для греческой философии.
Во 2 половине 5 в. до н.э. в Греции появляются софисты. Риторика – искусство красноречия – становится царицей всех искусств. В судах и в народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать жизненно важно. Поэтому появляются платные учителя «мыслить, говорить и делать» – софисты.
Они учили искусству побеждать противника в спорах и тяжбах. Адвокатов тогда не было. А «в судах, – скажет позднее Платон,— решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность». Под софистикой стали понимать умение представлять чёрное белым, а белое—чёрным.
Вместе с тем софисты сыграли положительную роль в духовном развитии Эллады. Они создали науку о слове. Велики их заслуги и в области логики. Нарушая ещё не открытые законы мышления, софисты способствовали их открытию. В философии софисты привлекали внимание к проблеме человека, общества, знания. В гносеологии софисты сознательно поставили вопрос о том, как относятся к окружающему нас миру мысли о нём. В состоянии ли наше мышление познать действительный мир?
Софисты учили, что объективный мир непознаваем, т.е. они были первыми агностиками. Однако их агностицизм ограничен релятивизмом. Релятивизм – учение о том, что в всё в мире относительно. В гносеологии это означает, что истина относительна, что она зависит от условий, от места и времени, от обстоятельств, от человека. Софисты учили, что истина у каждого своя. Как кому кажется, так оно и есть. Поэтому они отрицали не истину, а объективную истину. Также нет объективного критерия добра и зла. Что кому выгодно, то хорошо, то и благо.
Софисты мало занимались физикой. Они первыми разделили законы природы и общественные законы. Их релятивизм антидогматичен. Они ввели странствующий образ жизни. И там, где они появлялись, догматизм традиции был поколеблен. Догматизм держится на авторитете. Софисты же требовали доказательства.
Софистов принято делить на старших и младших. Старшие: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксениад.