----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::----

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив » Уголок полуночников


Уголок полуночников

Сообщений 361 страница 390 из 1000

361

Jesus
прав по всем пунктам

0

362

че та спать охота

0

363

Блин, кто-нибудь, нашел краткую справку о Вернане??

0

364

она есть в начале книги?? разве нет?

0

365

я не нашла...

0

366

Выдающийся математик и историк математики Б. Л. Ван дер Варден на состоявшемся в июле 1961 г. Оксфордском симпозиуме по истории науки попросту свел возникновение одного "чуда" - древнегреческой культуры к [6] другому "чуду" - греческому духу [1, с. 42-45}. Мне довелось участвовать в этом симпозиуме, где я выступил против воззрений Б. Л. Ван дер Вардена. С критическими замечаниями в его адрес выступил также Ж.-П. Вернан, коротко изложивший основные положения предлагаемой сегодня советскому читателю книги "Происхождение древнегреческой мысли", которая вышла на французском языке в следующем после симпозиума 1962 г.

В своей небольшой книге Ж.-П. Вернан, известный антиковед, поставил задачу в популярной форме изложить генезис греческой мысли и показать ее особенности. Основной тезис автора сводится к следующему. Существует тесная связь между нововведениями, внесенными первыми ионийскими философами VI в. до н. э. в само мышление, а именно: реалистический характер идеи космического порядка, основанный на законе уравновешенного соотношения между конститутивными элементами мира, и геометрическая интерпретация реальности,- с одной стороны, и изменениями в общественной жизни, политических отношениях и духовных структурах, которые повлекла за собой организация полиса,- с другой. В свою очередь возникновение античного города-государства знаменовало раскрытие новых духовных горизонтов, выработку нового социального пространства, центрированного на агору - площадь для общественных собраний, где свободно и аргументирование обсуждались вопросы, так или иначе связанные с жизнью полиса, его отдельных групп или граждан. Прежние иерархические [7] отношения господства и подчинения сменились новым типом общественных отношений, основанных на симметрии, обратимости и коррелятивности. Происходившие в то время обмирщение и рационализация мысли проявились, в частности, в учениях милетцев - первых греческих натурфилософов. В этих нововведениях и в этих границах греческая мысль есть порождение полиса.

Наука в ту пору лишь вступает в долгий процесс дифференциации, и начатки ее - математики, астрономии, физики - коренятся в ранних натурфилософских системах. Различные объяснения зарождения рациональной мысли на примере математической модели предложили, в частности, А. Сабо [11] и А. Н. Колмогоров. Концепция А. Сабо, некоторые моменты которой заслуживают внимания, в данной связи представляет меньший интерес, ибо рассматривает специфику греческой математики как вторичную по отношению к философии (особенно это относится к элейской школе), вопрос же о происхождении самой греческой философской мысли А. Сабо не затрагивает. Что же касается А. Н. Колмогорова, то, хотя он и не рассматривает непосредственно этот вопрос, его соображения о развитии математики, начиная примерно с XX в. до н. э. и затем на протяжении полутора тысячелетий, заслуживают особого упоминания: в общих чертах они близки идеям Ж.-П. Вернана, а предложенная им математическая модель структурно близка общему ходу развития рациональной мысли: "Только после накопления большого конкретного материала [8] в виде разрозненных приемов арифметических вычислений, способов определения площадей, объемов и т. п. возникает математика как самостоятельная наука с явным пониманием своеобразия ее основных понятий и представлений в достаточно общей форме. В применении к арифметике и алгебре возможно, что этот процесс начался уже в Вавилонии. Однако вполне определилось это новое течение, заключавшееся в систематическом и логическом построении основ математической науки, в древней Греции". И далее: "Появилась потребность в отчетливых математических доказательствах, были сделаны первые попытки систематического построения математических теорий. Математика, как и все научное и художественное творчество, перестала быть безличной, какой она была в странах древнего Востока... Это изменение характера математической науки объясняется более развитой общественной, политической и культурной жизнью греческих государств, приведшей к высокому развитию диалектики, искусства спора, к привычке отстаивать свои утверждения в борьбе с противником. Возникновение независимой от религии философской мысли привело к потребности в рациональном объяснении явлений природы и поставило перед математикой новые задачи" [2, с. 466-467].

В обширном предисловии к русскому изданию своей книги Ж.-П. Вернан обобщил данные основных исследований, проведенных после выхода в свет первого французского издания. Он упоминает, в частности, недавно вышедшую [9] книгу Б. Л. Ван дер Вардена, в которой тот дополнил картину развития математической мысли [15], предложенную им более четверти века назад на упомянутом выше Оксфордском симпозиуме. Эта картина очевидным образом противостоит общей концепции Ж.-П. Вернана (как и трактовке развития математики А. Н. Колмогорова). Ее развернутая критика в работе У. Р. Норра [18] мне, как и автору этой книги, представляется весьма убедительной.

Благодаря популярной и сжатой форме изложения книга Ж.-П. Вернана имела во Франции большой успех. Помимо пяти французских изданий (последнее вышло в 1983 г.), она переведена на английский (1964), испанский (1965, 1970), греческий (1966), польский (1969), японский (1970), португальский (1972, 1977), итальянский (1982), немецкий (1983), румынский и словенский (находится в печати) языки. Как мы видим, и по сей день книга находит своих читателей. Надеемся, что ее издание на русском языке будет небезынтересным и для советского читателя, хотя русскоязычная литература по этому вопросу довольно обширна. Надеемся также, что эта небольшая книга принесет пользу и для дальнейших исследований в области античности, которые, как убеждены автор книги и нижеподписавшийся, далеки от завершения.

Жан-Пьер Вернан родился 4 января 1914 г., учился в лицее Карно, а затем в Сорбонне (Париж). В 1937 г. получил звание agrege, дающее право на чтение лекций в университетах (по разделу философии). Во время [10] второй мировой войны стал активным участником движения Сопротивления. Под именем полковника Бертье руководил французскими внутренними силами Сопротивления на юго-западе Франции. После 1945 г. Ж.-П. Вернан возобновил научную деятельность, сосредоточив свои интересы в области истории греческой мысли. Он занимал различные должности во французском Национальном центре научных исследований (CNRS). В 1975 г. был избран профессором кафедры сравнительных исследований древних религий в Коллеж де Франс. С 1984 г., выйдя в отставку, становится почетным профессором этого коллежа.

Жан-Пьер Вернан не раз приезжал в Советский Союз, где впервые побывал в составе делегации университетских преподавателей и студентов еще в 1934 г. По приглашению Института истории естествознания и техники Академии наук СССР он прочитал ряд лекций и провел ряд семинаров в рамках своих исследований.

Член многих научных обществ, Ж.-П. Вернан имеет несколько наград французского правительства. Он - офицер ордена Почетного легиона, участник Сопротивления, кавалер ордена Военного креста и т. д.

В конце русского издания книги Ж.-П. Вернана помещено послесловие проф. Ф. X. Кессиди, в котором рассматривается круг проблем, связанных с генезисом теоретической мысли у греков.

Вод. Было там.

0

367

ДАЁШЬ НОЧЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ БОТКИ!!!

0

368

Да!!!!!!!!!!!!!!! Я буду учить даты, читать вопросы, дочитывать Вернана и писать по нему рецензию!!!!!!!!!!!!!!!!! Даешь ночь исторической ботки!!!!!!!!!!!!!!!!

0

369

Не знаю, что делать - не могу выложить ответ на 6 вопрос по истории  - какой-то ява-скрипт должен быть включен и просят обратиться за советом к техподдержке нашего форума... техподдержка, ты кто?))

0

370

АААААААААААААААААААААААААААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Спасите наши души!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Я ЗА_БА_ЛЕЛ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1
люди добрые, кто нить спать сегодня будет?

0

371

нет.
ешь мед и пей аспирин

0

372

подаждите, а математика????????????????
я не написала вернана, не выучила даты, не сделала шпоры....................
я в панике

0

373

не, я чувствую, ща еще 15 минут математики по учебнику гражданина Жолкова, и завтра на зачете раздадутся несколько выстрелов...

0

374

выстрела будет ДВА. лица с Фамилиями заканчивающимеся на олкоф и варц домой не прийдут  :black_eye:  :black_eye:  :swoon:  :swoon:  :to_babruysk:

0

375

РЕБЯТА РЕБЯТА нужна старая математика у кого сохранилось Математика для Шварца,
Пожалуйста скажите я лёше пообещял, а сылка сука устарела!!!

0

376

ладно, Хосенойд, особо не парься!
не, читая сука учебник Желткова,  я понимаю, насколько я люблю *варца.... Он, по крайней мере, учебников не писал...

Рассказывала одно девушка с 3го курса: какой то продвинутый математик сказал, что он просто не понимает, как можно было написать такой учебник, чтоб в нем НАСТОЛЬКО все непонятно было...

0

377

ыыыыыыыыыыы, Жолков, я вас ненавижу!!! понаписал учебников, блин!!! графомания - это болезнь! графоманов и математиков на органы!!!!

0

378

ладно ребята как говорится
не фиг пинять на зеркало, коли рожа крива (с)
В математике несильны, зато у каждого есть свой предмет в котором он силён, вот например у Виталика это логика
А вот где-нибудь на факультете СМ в бауманском, там народу наша математика, как пиво...

0

379

нет. желток это с-с-сук...... ка кой-то рядом с моим окном......

0

380

Завтрашний день:

0

381

хыхыхыхы, гулидар жжот! :))) ах, с каким наслаждением я бы сейчас пустила пулю в лоб кому-нибудь! для начала себе.

меня очень интересует, где мой моск, ибо некто Жолков и Юризар его вынесли и назад не вернули :(((

0

382

мне больше нравится так

0

383

Эт все мило, но ЧО ДЕЛАТЬ??????????????????????????????????? Это же повеситься можно - я прочитала 4 страницы, чтобы найти одно определение, но... оно исчезло!!!!!!!!!!!! За многокилометровыми текстами я не понимаю, о чем речь идет - слабо было формул хотя бы парочку подряд написать??????????????
И... о насущном... Я одна такая, или еще кто-нить не сделал рецензию?
--------------------------------------
аахахахахха (адский смех) позорище (HOSE)

0

384

бляяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
и соня тоже

0

385

Хосе - какашка :yes:

0

386

Так что, народ неуспевающий с Вернаном, вы завтра понесёте или нет? Я лично 23, наверное...

0

387

хз. ты во сколько 23 пойдёшь?

ибо завтра я вот тоже 100 пудово не принесу

0

388

Ну...во сколько скажет, т.к. к 23 однозначно будет готово!

0

389

ActivePH2
завтра стопроц не понесу. 23го точно лучше, чем 22го :)

0

390

угу. скорее всего тоже 23. или когда он скажет (например, в пн, 25)

0


Вы здесь » ----::Форум философского факультета ГУ ВШЭ::---- » Архив » Уголок полуночников